Фокус интересов провайдеров платежных услуг сместился с NFC на мобильные технологии

Цифровизация ИТ в банках MWC 2014 Телеком B2B
, Текст: Татьяна Короткова

Мобильные платежи привлекают все больше внимания профессионалов отрасли. Вместе с тем, наблюдается спад заинтересованности к технологиям бесконтактных платежей. К таким выводам пришли специалисты Compass Plus, поставщика программных продуктов для автоматизации электронных платежей и розничного банковского бизнеса, по итогам исследования, проведенного компанией в конце 2013 г. и посвященного развитию рынка платежных услуг. В ходе опроса были учтены мнения более 70 респондентов, в числе которых — представители финансовых институтов, операторов сотовой связи, процессинговых компаний и других участников рынка, сообщили в CNews в Compass Plus.

Мобильные технологии являются наиболее перспективным направлением для провайдеров платежных услуг в 2014 г. — так считают половина участников опроса. 74% профессионалов также сошлись во мнении, что мобильные платежи получат массовое распространение в течение ближайших трех лет, а еще 11% считают это возможным в течение года. «Всплеск интереса к мобильным платежам можно назвать революционным — в исследовании 2012 г. эти технологии не входили даже в пятерку ключевых тем индустрии», — отметили в компании.

Восприятие экспертами потенциала бесконтактных технологий также изменилось, но в этом случае со знаком «минус» — оценка перспективности NFC по сравнению с прошлым годом снизилась на 50%. Тем не менее, говоря о сроках проникновения бесконтактных платежей на массовый рынок, респонденты озвучивают прогнозы, близкие к «конкурирующим» мобильным платежам — 35% опрошенных назвали 1-2 года, а еще 32% — 2-3 года.

В 2011 г. ожидаемые сроки внедрения мобильных платежей, а также NFC и бесконтактных технологий составляли, как правило, 1-3 года. Прогнозы, высказанные в 2013 г., во многом схожи. «Это позволяет сделать вывод, что первоначальные ожидания по срокам внедрения бесконтактных платежей не оправдались», — указали в Compass Plus.

Так, в 2011 г. эксперты ожидали, что мобильные платежи, а также NFC-технологии уже должны быть массово распространены, однако сейчас более трети участников опроса вновь отодвигают проникновение этих технологий на 2-3 года. Причем, что касается мобильного банкинга, наиболее часто озвучивается довольно скромная оценка проникновения — 20-30% среди других платежных каналов, так считают 28% опрошенных.

Как и в 2012 г., среди направлений, оказывающих серьезное влияние на индустрию, зафиксирован процесс внедрения EMV-стандартов в США. В нынешнем рейтинге ключевых направлений возросло значение таких тем, как безопасность, расчеты в транспорте, удобство использования; при этом снизился интерес к лояльности, платежным приложениям и вопросам глобализации.

Между тем, серьезнейшей проблемой индустрии электронных платежей продолжает оставаться мошенничество, подчеркнули в компании. Преступления, совершаемые без физического использования карты, получают все более широкое распространение, и, по мнению респондентов, скоро сравняются по опасности с инцидентами, связанными со взломом систем интернет-банкинга. Треть опрошенных считает мошенничество без карты самой серьезной проблемой, год назад такое мнение было лишь у 25% респондентов.

Такие злоупотребления, как мошенничество в интернет-банкинге и фишинг, оказались на втором месте, получив по 24% голосов. Сравнение с результатами предыдущих исследований выявило интересный факт: оценка опасности скимминга последовательно росла в течение 7 лет (включая 2012 г.), а в 2013 г. значимость этого вида мошенничества снизилась, по представлению респондентов, на 15%.

«Отслеживать мнения экспертов индустрии и отмечать, как со временем меняются их суждения — достаточно интересная задача, — отметила Мария Ноттингем, директор по маркетингу компании Compass Plus. — Неудивительно, что по мере распространения мобильных устройств и использования их в качестве канала банковского обслуживания мобильные технологии рассматриваются как наиболее перспективное направление на рынке электронных платежей. Однако, как и для любой другой технологии, основной задачей провайдера платежных услуг является готовность оперативно предложить инновационные сервисы, избежав нареканий и негативного опыта применения со стороны клиентов».