Обзор подготовлен

версия для печати
ИТ-услуги в России: за безопасностью последуют облака

ИТ-услуги в России: за безопасностью последуют "облака"

Отечественный рынок ИТ-услуг растет в 5 раз быстрее мирового, сохраняя его сегментацию по направлениям информатизации. Постепенно он движется в сторону большей географической диверсификации, а текущие стратегические планы развития сфокусированы на облачных технологиях и мобильности. Ожидается, что по итогам 2012 г. рынок покажет динамику в 25%.

Аналитики прогнозировали рост российского рынка ИТ-консалтинга в 2011 году примерно на 20%. Представители отрасли согласны с этой оценкой. "Направление ИТ-консалтинга в нашей компании выросло по всем направлениям: по внедрению продуктов и решений SAP – на 20%, управленческому консалтингу и внедрению других решений – на 12–16%", – рассказывает Владимир Львов, член совета директоров, директор по стратегическому развитию компании "Ай-Теко".

По сравнению с рынком Западной Европы (по различным оценкам, динамка составляет около 7%) отечественный ИТ-бизнес переживает период бурного развития. По оценкам IDC, в прошлом году впервые продажи аппаратного обеспечения и системного ПО перестали превалировать в общем объеме. Их доли сравнялись - а значит, в сознании российского бизнес-заказчика наступил перелом. По мнению Валерия Корниенко, руководителя по стратегическому развитию сервисного бизнеса IBM в России, с точки зрения структуры российский ИТ-рынок занимает уверенную середину на отрезке от начала своего развития до полноценного расцвета. "Сегмент ИТ-услуг получает новое развитие. Такие традиционные для развитых рынков услуги, как системная интеграция и внедрение решений, становятся массовым продуктом. Наблюдается повышение интереса к услугам аутсорсинга, облачным технологиям, особенно среди игроков сегмента СМБ", – отмечает эксперт.

Точки роста и главные стимулы

Растет спрос на услуги в сфере ИБ - но если раньше речь шла о наборе шаблонных решений, выполнении требований законодательства, то сегодня компании все чаще задумываются о комплексных системах. Задачи формулируются не в виде набора технологических терминов, а с точки зрения решения бизнес-задач. Например, требуется снизить риск утечки данных, сократить ущерб от информационных потерь - в том числе финансовый. Осознанное стремление повысить уровень ИБ тем более интересно, что ответственность в России в этой области пока минимальна, а злонамеренность тяжело доказуема

Структура продаж на рынке ИТ в 2011 г.

Источник: Минэкономразвития РФ, февраль 2012 г.

В целом потребности бизнес-заказчиков резко растут, а ИТ-инфраструктура не всегда успевает за ними. При этом все научились считать деньги, стремятся сократить капитальные затраты, переводя их в операционные. В результате серверные мощности "переезжают" в коммерческие ЦОДы. По оценкам Андрея Касьяненко, заместителя генерального директора телекоммуникационной компании "Караван", российский рынок услуг дата-центров в 2011 году увеличился на 19% и составил более 18 млрд рублей."Растет потребность в услугах по размещению ИТ-инфраструктуры", – говорит он.

Обозначилась стагнация ERP-консалтинга. "Львиная доля крупных компаний уже внедрили ERP-системы. Большинство проектов, которые сейчас идут в этой области, связаны с модернизацией или доработкой уже работающих систем, – комментирует Андрей Черемных, президент группы "Астерос". – Число комплексных масштабных внедрений в 2012 году можно будет пересчитать по пальцам". По его мнению, "подстегнуть" отечественный рынок ИТ-консалтинга могут крупные инвестиции в машиностроительную, авиакосмическую и другие отрасли, пока еще отстающие в плане ИТ от сырьевого, энергетического и ритейл-сегментов. Примером подобного проекта стало внедрение учетных систем в госкорпорации "Росатом" и ее дочерних организациях. С 2010 года там идет внедрение трех ERP-систем по трем основным направлениям деятельности и целого "букета" централизованных бизнес-приложений.

Одна из организационных тенденций развитых рынков связана с конвергенцией. Компании передовых в сфере информатизации направлений – банки и телеком – объединяются в той или иной форме и в результате оперируют единой клиентской базой. Огромные объемы разнотипной информации можно и нужно анализировать, чтобы оперативно нащупывать новые точки роста. И в этом им способны помочь только информационные технологии. "Рост объема и уровня сложности данных будет одним из основных факторов развития рынка, поэтому стоит ожидать значительного прогресса в области аналитики BigData", – говорит Валерий Корниенко.

Российские лидеры отрасли идут по аналогичному пути. Например, основатель "Связного" Максим Ноготков организовал одноименный партнерский банк, МТС пошли по тому же пути. Всем им потребуются неординарные ИТ-продукты, учитывающие диверсификацию. "Сбербанк" открыл собственный R&D-центр "Сбербанк-Технологии".

Расширяется география присутствия. Многие отечественные компании продолжают экспансию на рынки пространства СНГ и начинают активное "наступление" на Запад и Азию. "Сбербанк-Технологии", "Яндекс" открыли офисы в Белоруссии, рассчитывая сэкономить на затратах на ИТ-разработку. Компания "Диасофт" открыла офисы в Лондоне и Шанхае. Компания Softline объявила об официальном открытии офиса в Малайзии, расширяя свое присутствие в Азии. Представитель IBM считает, что у российских компаний есть потенциал для выхода на международные рынки, в том числе на IPO, с услугами по разработке приложений, с предложениями в области ПО и услуг по его сопровождению.

Тенденции ближайшего будущего

Почти все опрошенные CNews представители ИТ-рынка прочат в 2012 г. активный рост спроса на "облака" и виртуализацию. "Хороший рост покажут услуги, связанные с построением публичных (характерно для потребления СМБ) и частных (характерно для крупных компаний) облаков", – уверен Дмитрий Лившиц, коммерческий директор компании DigitalDesign. Пока же бизнес "пробует на вкус" эффект от обращения к частным "облакам". "Мы сейчас ведем два проекта по созданию частных "облаков", но по-прежнему считаем, что пик массовой востребованности технологий облачных вычислений настанет не ранее, чем через 2–3 года", – говорит Мария Юргелас, генеральный директор компании "Ситроникс ИТ" в России.

Каждый год с завидной регулярностью рождаются прогнозы об ожидаемом росте ИТ-аутсорсинга. "В 2012 году будет активно развиваться аутсорсинг – либо предоставление ПО как сервиса, либо аутсорсинг услуг по эксплуатации систем", – думает Александр Генцис, член совета директоров компании "Диасофт".  Но кардинальных сдвигов не происходит. Сейчас много говорится о развитии облачных технологий, что в применении к публичным сервисам должно опять-таки дать искомую динамику. Однако существует и весьма пессимистичный прогноз: "Во-первых, в России пока в основном развиваются "частные облака", которые не относятся к аутсорсингу. Во-вторых, во всем мире потребителем ИТ-аутсорсинга, и в частности "облаков", в большей массе являются предприятия СМБ, чья доля в экономике страны около 20%. Поэтому маловероятно, что интерес СМБ взорвет российский ИТ-аутсорсинг", – высказывается Андрей Черемных.

Финансовые аналитики уделяют много внимания негативным экономическим прогнозам на вторую половину 2012 г. Естественно, ухудшение ситуации неизбежно отразится на объемах ИТ-рынка. Однако пока сохраняется спокойная динамика. "Мы не чувствуем снижения спроса на ИТ-услуги из-за опасений новой волны кризиса", – говорит Дмитрий Лившиц. Андрей Черемных уверен, что кризисы, вступление в ВТО и прочие кардинальные перемены в экономике наоборот вынуждают российский бизнес более активно обращаться к ИТ для повышения эффективности, использования новых подходов взаимодействия с клиентами, обеспечения необходимого уровня безопасности ведения бизнеса. Иначе его ждет неконкурентоспособность. Александр Генцис считает, что время кризиса миновало, и для российского рынка ИТ-услуг начались "годы роста". "Думаю, что в 2012 году рост составит около 25%", – оптимистичен он.

Наталья Анищук

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS