Обзор подготовлен

версия для печати
Биржи и интернет – союз еще не прочен

Биржи и интернет – союз еще не прочен

Интенсивность эксплуатации электронных биржевых систем отражает, прежде всего, интернет-трафик. Не случайно для этого сегмента характерно то, что самая высокая доля в телеком услугах приходится именно на интернет. При этом расходы на связь здесь растут очень медленно. Это свидетельствует о том, что сектор интернет-трейдинга и электронной коммерции проходит начальный этап формирования, либо в большей своей части существует не самостоятельно, но как часть услуг крупных банков.

Для виртуальных бирж рысходы на телекоммуникационные услуги, в частности, на интернет-трафик является одним из ключевых показателей интенсивности деятельности. В основе электронных торговых площадок лежит работа сервера, который, собственно, и выполняет функции "электронного брокера" - принимая через сеть команды от терминалов администратора и трейдеров, систематически просматривая приказы, поступающие от трейдеров, осуществляя  поиск подходящих цен и наличия соответствующих материальных ресурсов на счетах, а также совершая сделки и обеспечивая онлайн-консультации со специалистами. Соответственно, отражением интенсивности работы электронных биржевых систем является рост расходов на связь.

Динамика расходов бирж на телеком услуги, 2003-2007

Источник: CNews Analytics, 2008

Интенсивность эксплуатации электронных биржевых систем отражает, прежде всего, интернет-трафик. Не случайно для сегмента биржевой деятельности характерно, что самая высокая доля в телеком услугах приходится именно на интернет. При этом, однако, сами расходы на связь растут очень медленно – в 2003 году они составляли 100 млн руб. в 2007 – 130 млн руб. В целом это свидетельствует о том, что сектор интернет-трейдинга и электронной коммерции проходит только первые этапы формирования, либо в большей своей части существует не самостоятельно, но как часть услуг крупных банков. Последнее наиболее вероятно. Телекоммуникационные расходы в биржевом секторе, действительно, очень невелики по сравнению с другими видами финансовой деятельности – его доля  в общих телеком затратах финансового сектора всего 1,5%, а в общих телеком затратах в экономике – только 0,13%.

Помимо зависимости биржевой деятельности от уже развившихся банковских и инвестиционных структур, сам по себе он еще не стал массовым, как с точки зрения физических контрагентов, так и с точки зрения институциональных инвесторов. Сегодня в России, например, фондовые биржи остаются площадкой для оборота акций всего нескольких десятков ключевых компаний – сырьевых, энергетических и телекоммуникационных. Интернет-трейдинг и электронная коммерция стартовали лишь на рубеже 2000-х гг., и сегодня проходят этап первичного становления. По сути, это даже еще не "рост с нуля" - ведь вместо "взрывных" темпов роста по ключевым статьям расходов, которыми характеризуется любой новый сегмент рынка, здесь, напротив, рост отстает от экономики в целом. Так, доля телеком-затрат бирж в общих телеком-затратах в экономике сократилась с 0,22% в 2003 году до 0,13% в 2007 году. Не опережает он по темпам ни банки, ни страхование – здесь доля в 1,5% в 2007 году - пока лишь ситуационный результат, а, например, в 2006 году эта доля составляла 1,26%, а за год до того - 1,4%.

Темпы роста расходов бирж на телеком услуги, 2004-2007

Источник: CNews Analytics, 2008

То же видно и по сравнительным темпам роста. По сравнению с финансовым сектором, в целом биржи то вырываются вперед, то отстают – в 2005 году рост телеком услуг в биржевой деятельности был выше общего по финансовому сектору (опережение 1,1 раз), в 2006 году – отставал (коэффициент опережения = 0,85%, что означает отставание по росту на 15%), 2007-й год, по предварительным оценкам, вновь принес опережение примерно в 1,2 раза. Относительно же экономики в целом отставание в росте еще ни в один год не было преодолено (коэффициенты опережения устойчиво меньше единицы – 0.7, 0.95, 0.85 и 0.92 – за период 2004-2007 гг.). Пока телекоммуникационные услуги другими отраслями экономики осваиваются быстрее, и эксплуатируется - более интенсивно.

Итак, пока фон происходящего выглядит достаточно неопределенным, и "бум" этого направления еще далеко впереди. На это же указывает и низкая доля телеком-услуг в общей структуре ИКТ-затртат биржевых предприятий - меньше 20%, тогда как в банковском секторе – 25%, в страховании – более 40%.

Интернет-трейдинг и электронная коммерция: от промоушена к практике

Бизнес-рынок интернет-торговли состоит из двух основных составляющих – интернет-трейдинга (электронных фондовых бирж) и электронной коммерции (электронных торговых площадок по товарам и услугам). Они привлекательны для инвесторов внешней простотой совершения сделок, низкими тарифами на услуги онлайн-брокеров и значительной экономией транзакционных издержек.

Говоря об интерент-трейдинге, можно выделить три основные формы его технологического обеспечения. Первая - возможность самостоятельной игры на фондовых биржах через интернет, используя специальное программное обеспечение (торговый терминал). Как правило, трейдеру для этого не требуется выходить из дома и достаточно иметь компьютер, подключенный к интернету, и специальное ПО, так называемый торговый терминал, который брокерскими фирмами, как правило, предоставляется бесплатно.

 Возможна и вторая форма интернет-трейдинга - торговля с использованием интернет-браузера. Участвовать в биржевых торгах и осуществлять сделки можно фактически из любого интернет-кафе.

Третья форма технологического обеспечения интернет-трейдинга – участие в биржевой игре с помощью мобильного устройства (например, карманного компьютера), которое позволяет иметь доступ к торгам и сопровождающим их информационно-аналитическим услугам отовсюду, где есть мобильная связь.

Обычно в рамках систем интернет-трейдинга и электронной коммерции инвестору в режиме онлайн предлагается биржевая новостная лента, аналитическая и информационная поддержка, связь с мировыми биржами, пакет услуг по техническому анализу (Intraday регрессия акций, daily регрессия и т.д.), при специализированном ПО появляется возможность производить расчет своего собственного и клиентских маржинальных счетов, отслеживать состояние портфеля, выставлять стоп-приказы  и т.д.

Вторым направлением является уже упомянутая электронная коммерция. В упрощенном виде это системы электронных торговых площадок, которые представляют собой информационно-аналитические отраслевые и тематические порталы с динамическими базами данных. Они нацелены на привлечение групп потребителей определенных категорий товаров или услуг или представителей определенных отраслей. Как правило, торговые площадки оснащены аналитическими и информационными системами, ведется рейтинг компаний-участников, статистика продаж, мониторинг рынка, аналитика важнейших тенденций. В таком ключе сегодня развиваются электронная коммерция товарами и сырьем.

В самом общем виде схема электронной коммерции заключается в трех процедурах. Во-первых, это создание информационно-аналитического портала компании в интернете. Во-вторых, это обеспечение для потребителя возможности размещения заказа через интернет, а для производителя – информации о своих продуктах и услугах. В-третьих, это, собственно, электронное выполнение процессов электронных торгов и возможности финансовых расчетов контрагентов.

По данным статистики, число предприятий и организаций, пользующихся услугами электронных бирж, от года к году растет, хотя и не так динамично, как могло бы быть. Например, доля предприятий и организаций, использовавших систему электронных бирж для размещения заказов на продукцию, в период 2003-2006 гг. выросла с 12,1% до 20,5%. В тот же период, доля предприятий, использовавших электронные системы для получения заказов на продукцию выросло незначительно – с 10,5% до 12,6%, причем за последние 2 года их доля практически не менялась. Притом интересно отметить, что системы электронной коммерции пользуются большей популярностью у тех, кто ищет товар (размещение заказов), а не у тех, кто его предлагает (получение заказов).

Использование услуг электронной коммерции российскими предприятиями

  Организации, использовавшие сеть интернет
для размещения заказов на товары
(работы, услуги), % от общего числа исследуемых организаций по соответствующему виду деятельности
для получения заказов на выпускаемые товары (работы, услуги), % от общего числа исследуемых организаций по соответствующему виду деятельности
2003 2004 2005 2006 2003 2004 2005 2006
Всего,
из них:
12,1 14,1 16,3 20,5 10,5 11,8 12,6 12,6
Добывающая промышленность 21,6 24,9 27,3 29,3 15,1 17,7 19,0 21,0
Обрабатывающая промышленность
в том числе:
22,7 27,3 32,2 32,2 26,4 30,4 36,0 36,6
  пищевая 18,6 21,6 27,2 27,1 18,1 21,9 27,5 28,6
  производство кокса и
  нефтепродуктов
39,5 45,3 48,2 42,5 32,9 30,7 38,8 33,3
  химическая 37,6 43,6 52,2 48,3 46,4 47,9 55,9 51,5
  металлургия 31,6 35,2 41,5 42,5 39,6 40,9 46,8 45,6
  тяжелое машиностроение 25,3 29,8 36,9 37,6 30,3 34,4 39,6 42,5
  электронное машиностроение 36,1 45,9 52,9 48,1 44,6 49,0 54,4 50,4
транспортное машиностроение 34,6 38,4 51,3 42,2 39,5 41,5 57,0 45,2
энергетика (кроме атомной) 18,6 18,8 16,3 15,6 5,9 7,4 6,1 6,8
Строительство 9,6 12,3 17,4 20,1 7,9 9,9 14,1 17,2
Торговля 19,0 22,0 26,9 28,2 12,2 14,4 17,6 18,6
Транспорт и связь 14,0 15,0 19,2 18,8 11,7 12,7 16,0 15,7
Финансовая деятельность 19,7 23,7 25,7 22,4 17,5 19,7 22,9 19,7

CNews Analytics по данным Росстата, 2008

Наиболее активными пользователями услуг электронной коммерции являются предприятии обрабатывающей промышленности – причем как при использовании электронных систем для размещения заказов (32,2%), так и для их получения (36,6%). Кстати, эта отрасль отраслей единственная, где количество предприятий, предлагающих товар через электронные системы, превышает количество предприятий, предъявляющих на него спрос. Наиболее интенсивно услуги электронных бирж осваиваются химическими предприятиями и предприятиями электронного машиностроения – здесь доля предприятий, использующих ресурсы электронных бирж для размещения и получения заказов на продукцию, достигает 50%.

Вторая отрасль, представленная на электронных биржах, – добывающие производства. Здесь процент предприятий, размещающих заказы в электронных системах, составляет порядка 29-30%, а доля тех, кто ищет заказы через сеть, – 19-20%.

Третьим по представленности в электронных биржевых системах является торговый сектор (28% торговых предприятий размещают в сети свои заказы и около 19% сбывают через сеть свою продукцию). Электронные системы являются довольно эффективным инструментом сведения на рынке оптовиков и ритэйлеров. 

В заключении отметим, что согласно данным государственной статистики, самой низкопопулярной электронной услугой является осуществление электронных расчетов между поставщиком и потребителем – число предприятий, пользующихся этой услугой пока не превышает 9-10%. Эта сфера биржевых отношений в России практически не развита, что связано с целым комплексом проблем, в основе которых лежат проблемы законодательного характера (закон об электронной цифровой подписи, создание эффективных механизмов контроля его исполнения, технологическое обеспечение и обеспечение безопасности процедуры ЭЦП).

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS