версия для печати

О госрасходах на ИТ в России не знает никто

О госрасходах на ИТ в России не знает никто

Еще в 2006 году правительство обязало министерство связи создать автоматизированную систему мониторинга расходов на ИТ, но сегодня об этом мало кто помнит. В результате, в России фактически отсутствуют данные об объеме и структуре расходов государственных ведомств на информационные технологии.

CNews попытался получить цифры по бюджетным затратам на ИТ в России. Данные, собранные из нескольких авторитетных источников, оказались крайне противоречивы. Так, по словам Леонида Реймана, советника Президента РФ, план реализации стратегии развития информационного общества в 2009-2011 гг. предполагает финансирование в размере 152 млрд руб. Около 40 млрд рублей из этой общей суммы планируют выделить регионы. «Эти данные не включают расходы федеральных ведомств на развитие внутренних информационных систем», - уточнил советник президента. Как пояснили CNews в Институте современного развития (ИНСОР) на этот же период расходы ведомств на развитие внутренних систем могут составить еще около 50 млрд руб. Итого – 202 млрд руб. на три года. Если условно разделить эту цифру на три, то получим, 67,3 млрд руб. (или 2,1 млрд долл.) в год бюджетных затрат на ИТ.

На запрос CNews в Минкомсвязи ответили, что оценить бюджеты ведомств на развитие ИТ «довольно сложно», поскольку они распределены по разным статьям ведомственных расходов. При этом ежегодные расходы федеральных ведомств на развитие внутренних информационных систем в Минкомсвязи оценивают в три раза выше, чем советник президента – в те же 50-55 млрд руб., но не за три года, а ежегодно.

По данным IDC, только в 2008 г. суммарные затраты российского бюджета на ИТ, включающие информатизацию госуправления, образования и здравоохранения, составили $4,1 млрд (т.е. 16,7% от объема ИТ-рынка России), что в пересчете по среднегодовому курсу составляет 101,7 млрд руб. Если бы указанная сумма сохранялась на период 2009-2011 гг. в качестве ежегодных госрасходов на информатизацию, то затраты на эти три года превысили бы 300 млрд руб., что в 1,5 раза больше оценки, приводимой Леонидом Рейманом. Выходит, что цифры, озвученные советником президента, свидетельствуют о планах сокращения бюджетных затрат на ИТ, а не о их планируемом росте.

В период с 2005 г. по 2007 г. исследованием уровня информатизации федеральных органов власти и их затрат на ИТ занималось агентство CNews Analytics. «В те годы даже письма премьер-министра Михаила Фрадкова было не всегда достаточно для получения от ведомств нужных данных об их затратах на ИТ», - говорит Максим Казак, руководитель CNA. По данным исследований, проводимых агентством, общий объем финансирования ИКТ в 49 федеральных органах власти увеличился с 6,2 млрд рублей в 2004 году до 11,2 млрд рублей в 2006 году.

В течение 2004-2006 гг. темпы роста расходов несколько снижались, но сформировался негативный тренд, связанный с тем, что основная часть средств – от 75 до почти 90% –осваивалась 15% федеральных органов государственной власти. Среди них Роснедвижимость с расходами около 2,8 млрд рублей в 2006 году и Федеральное казначейство, расходы которого составили примерно 1,8 млрд руб.

Расходы российских ведомств на ИКТ в 2006 г. (млн руб.)

Источник: CNews Analytics, 2007

Органы государственной власти, не вошедшие в число лидеров, существенно отставали по уровню затрат и темпам информатизации. Основную долю в расходах на ИКТ в то время составляли затраты на аппаратное обеспечение (компьютеры, серверы, оргтехника), на закупку программного обеспечения (прежде всего, информационных систем, адаптированных под нужды министерств и ведомств) и обучение сотрудников работе с новыми информационными системами и электронному документообороту.

В 2006 году затраты органов государственной власти на ИКТ стали более сбалансированными. В общей структуре затрат на ИКТ отмечалась тенденция увеличения объема затрат на программное обеспечение и услуги: расходы на приобретение программного обеспечения увеличились с 5% в 2005 году до 8% в 2006 году; затраты на разработку программного обеспечения по заказу выросли с 12% в 2005 году до 17% в 2006 году; расходы на сертификационное профильное обучение - с 1% до 3%. Расходы на техническую поддержку информационной и технологической инфраструктуры и информационно-технологических систем возросли с 13% до 15%. Доля затрат на аппаратное обеспечение в общей структуре затрат на ИКТ несколько снизилась - в 2005 году на аппаратное обеспечение пошло 47%, в 2006 году - 36% средств. В последующие годы исследования не проводились.

Если принять данные Минкомсвязи за 2008 год, то объем затрат ведомств на развитие собственных ИТ-систем увеличился за два года в 5 раз (с 11 до 55 млрд руб). Как сообщили CNews в Минкомсвязи, оценки затрат на ИТ всех ведомств планируется сделать только при составлении плана развития информационного общества на 2011-2018 гг.

Совокупные затраты бюджета на ИТ Расходы ведомств на развитие внутренних ИТ-систем
Минкомсвязи н.д. 50-55 млрд руб. ежегодно
Леонид Рейман 67,3 млрд руб. ежегодно в период с 2009 по 2011 гг 16,6 млрд руб. ежегодно в период с 2009 по 2011 гг
CNews Analytics н.д. 11,2 млрд рублей за 2006 г.
IDC 101,7 млрд руб. за 2008 г. н.д.

Источник: CNews Analytics, 2009

Интересно, что еще в мае 2006 г. появилось постановление правительства № 298 «О создании системы мониторинга использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти». Почти через год, в марте 2007 г., в Мининформсвязи был подписан приказ №36, в котором давалось указание «обеспечить создание и ввод в эксплуатацию информационной системы мониторинга использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти».

«Нами планировалось создание аналога ГАС «Управление», - рассказал CNews Дмитрий Милованцев, на тот момент заместитель министра информационных технологий и связи. – Все работы по разработке системы велись собственными силами, при мне каких-либо тендеров по выбору компаний-подрядчиков не проводилось. Я уверен в том, что такую работу нужно продолжать». По словам Милованцева, документы остаются в силе и для Минкомсвязи: «Постановления и приказы действуют все зависимости от того, какой структуре это вменено и правопреемник должен их выполнять». В Минкомсвязи CNews не смогли описать позицию ведомства по созданию системы мониторинга расходов органов государственной власти на ИТ.

Денис Легезо, Анастасия Симакина, Наталья Рудычева/CNews

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS