версия для печати
Константин Ромодановский

Константин Ромодановский:

У людей должен оставаться выбор, каким образом общаться с государством

На вопросы CNews ответил Константин Ромодановский, директор Федеральной миграционной службы РФ.

CNews: Федеральная миграционная служба (ФМС) России стала одним из первых органов государственной власти РФ, который начал предоставление электронных государственных услуг гражданам. 1 апреля 2010 г. ФМС России объявила о том, что готова принимать заявки на оформление загранпаспортов через сайт gosuslugi.ru. Расскажите об основных этапах работ, которые предшествовали этому событию.

Константин Ромодановский: В соответствии с распоряжениями правительства в Федеральной миграционной службе были проведены необходимые организационные мероприятия, внесены изменения в нормативно-правовые акты. В частности, в каждом региональном и территориальном органе ФМС России были созданы рабочие группы, в обязанности которых входило оказание государственных услуг в электронном виде. Были проведены методические занятия, организовано обследование не только объектов информатизации, но и, в большей степени, самих государственных услуг - как их правильно оказывать, в каком виде, и не требуется ли для этого пересмотра всей процедуры оказания услуги. Затем на основании полученных результатов были подготовлены изменения в административные регламенты оказания государственных услуг и работы с гражданами.

Одновременно проводилась и серьезная технологическая подготовка. Было разработано новое программное средство «Кабинет служащего», проведена его интеграция с порталом государственных услуг. Таким образом, вся информация, оставленная гражданином на портале, автоматически попадает в «кабинет» сотрудника ФМС, где и обрабатывается. Такое решение замечательно тем, что позволяет организовать практически прямой электронный диалог, что минимизирует временные затраты и гражданина, и работника ведомства, а также не оставляет места для услуг различных посредников.

Например, гражданин направляет заполненную анкету на электронный адрес ведомства. Сотрудник ФМС должен рассмотреть ее в течение суток и или принять к исполнению, или вернуть заявителю с конкретными пометками – поменять то или иное поле. Понятно, что такой диалог удобнее вести дистанционно, чем стоя в очереди. Затем, когда анкета утверждена, гражданина так же через интернет записывают на прием для фотографирования (если речь идет о паспортно-визовых документах нового поколения) или для получения документа.

В настоящее время, кроме оформления паспортов, в полном объеме оказывается услуга по предоставлению адресно-справочной информации. Гражданин может запросить сведения о родственнике или просто знакомом, и его контактные данные будут отправлены этому знакомому с тем, чтобы он мог с ним связаться. Если запрашиваемого человека нет в базах данных, об этом тоже сообщат. Таким образом, услуга, которая раньше оказывалась в адресно-справочных службах, теперь полностью автоматизирована и доступна удаленно через портал госуслуг.

CNews: Подача заявлений через интернет – лишь первая ступень перехода к электронным госуслугам. Как этот процесс будет развиваться в дальнейшем в вашем ведомстве?

Константин Ромодановский: Сейчас ФМС России автоматизировано порядка восьми государственных услуг. В дальнейшем мы планируем автоматизировать все государственные  услуги нашего ведомства. Наша цель – обеспечить возможность электронного взаимодействия с гражданами и получения ими максимально возможного объема информации.

Понятно, что услуги не могут быть автоматизированы полностью. Иногда личное присутствие человека необходимо. Например, для фотографирования или снятия отпечатков пальцев для биометрического паспорта. Но электронное взаимодействие направлено на повышение комфорта, доступности и скорости оказания услуг.

CNews: В настоящее время получение загранпаспорта все-таки достаточно трудоемкий процесс – ведь кроме заявления, приходится предоставлять еще множество копий документов. Как это согласуется с постановлением правительства о том, что ведомства не должны запрашивать у граждан данные, которые имеются в их архивах?

Константин Ромодановский: Да, действительно, ведомства не вправе истребовать сведения, находящиеся в другом государственном органе исполнительной власти. Но существуют документы личного хранения, и к их числу в настоящее время относятся паспорт, трудовая книжка. Их гражданин обязан предъявлять лично.

В тоже время, ФМС не запрашивает у гражданина множество справок, например, сведения о наличии или отсутствии судимостей, о наличии в собственности недвижимости и т.п. Эти данные автоматически поступают из других ведомств. Хочу заметить, что в процессе межведомственного взаимодействия миграционная служба выступает, в основном, донором, т.е. предлагает для запроса свои информационные ресурсы.

К настоящему времени Федеральная миграционная служба активно участвует в работах по подключению к СМЭВ. С 1 октября наше ведомство перешло на новый порядок оказания услуг. Сегодня мы уже не истребуем документы, находящиеся в ведении других федеральных органов исполнительной власти, а запрашиваем их самостоятельно. Первые итоги электронного обмена позволяют надеяться на устойчивое развитие данного вида взаимодействия и необходимости его дальнейшего развития.

CNews: Как вы оцениваете результаты работ по созданию ведомственного сегмента ФМС Государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения» (ГС ПВД НП)? Насколько надежно работает эта система в настоящее время?

Константин Ромодановский: На первом этапе работа системы часто вызывала нарекания. Но это естественно – она проходила положенные ей этапы становления. Сейчас система работает стабильно. Явных перебоев в ее работе не происходит, за редким исключением.

Система развивается, внедряются новые объекты, позволяющие гражданам получить услугу не только в зданиях ФМС России. Например, к больным, неспособным передвигаться людям наши представители выезжают сами и оказывают услугу по фотографированию и оформлению паспортов нового поколения на месте.

Паспорта нового поколения выдаются  с 10-летним сроком действия, что в значительной степени сокращает число визитов гражданина в ведомство. И это еще одно неоспоримое достоинство системы.

В дальнейшем система будет развиваться в направлении повышения безопасности самого документа, обеспечения его верификации и минимизации числа подделок. Речь идет, в первую очередь, о внесении в него биометрических показателей - отпечатков пальцев рук. Соответствующее решение уже принято, и сейчас мы проводим тестирование необходимого оборудования и программного обеспечения.

Как только появится распоряжение, мы начнем тиражирование системы на всю страну. Тенденции внесения в удостоверяющие личность документы биометрических показателей являются мировыми, общепризнанными, и, в первую очередь, обеспечивают защиту самого документа, нежели сбор какой-то информации  о гражданине.

CNews: В данном случае речь идет только о загранпаспортах. А станут ли биометрическими внутренние паспорта?

Константин Ромодановский: Пока такие работы не запланированы.

CNews: Федеральная миграционная служба является координатором работ по созданию государственной информационной системы миграционного учета (ГИСМУ). Как продвигаются работы в этом направлении?

Константин Ромодановский: Концепция создания ГИСМУ была написана в 2007 г., но реально она формируется с 2004 г. и включает в себя Центральный банк данных учета иностранных граждан, Банк данных по учету документов российских граждан и соответствующую инфраструктуру, обеспечивающую, в том числе, взаимодействие с внешними системами – порталом государственных услуг и системой межведомственного электронного взаимодействия. Кстати, в 75% случаев информация, предоставляемая для наших коллег из других служб, является исчерпывающей.

Система постоянно модернизируется. Например, сейчас в ней появилась аналитическая составляющая, позволяющая видеть не только точечные результаты, но и тенденции развития миграционных процессов. Кроме того, ГИСМУ подключена к порталу государственных услуг, и на ее основе работает сервис проверки паспорта гражданина РФ и разрешения на работу иностранных граждан.

CNews: ФМС России  имеет разветвленную инфраструктуру, ее территориальные подразделения представлены почти во всех субъектах федерации. Насколько вас удовлетворяет достигнутый уровень взаимодействия с территориальными подразделениями?

Константин Ромодановский: Сейчас у нас налажен постоянный обмен сведениями с территориальными органами в рамках Государственной системы паспортно-визовых документов нового поколения и системы «Паспорт до региона».

С прошлого года нами начат процесс перехода на единое прикладное программное обеспечение «Территория», разрабатываемое по заказу ФМС России и  предназначенное для автоматизации процессов деятельности сотрудников органов ФМС при оказании ими государственных услуг российским, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с требованиями административных регламентов по направлениям деятельности службы. В настоящее время ППО «Территория» регионального уровня  функционирует  в 5 субъектах Российской Федерации. До конца этого года на использование единого ППО перейдут еще 24 региона России.

CNews: Решение каких основных задач по использованию современных информационных технологий в деятельности Федеральной миграционной службы намечено на ближайшие 2-3 года?

Константин Ромодановский: Частично о наших планах я рассказал ранее. В первую очередь, это внесение биометрических показателей в паспорта нового поколения. Технологическую возможность этого процесса мы должны отработать до конца 2011 г., а его реализация начнется в 2012 г. Хочу отметить, что это не приведет к обязательной замене уже выданных документов – они будут действительны на протяжении всего указанного в них срока.

Второе направление  - внедрение единого программного обеспечения территориального уровня во всех регионах России с использованием центральной федеральной базы данных, которое позволит всем сотрудникам ФМС России работать в едином информационном пространстве. В результате этих работ должны повыситься качество и скорость обмена информацией, а также наладиться контроль за предоставляемыми сведениями, в том числе, в режиме онлайн.

Безусловно, в числе наших приоритетов внедрение электронных государственных услуг. Это не значит, что мы будем отказываться от традиционных методов взаимодействия с гражданами. У людей должен оставаться выбор, каким образом общаться с государством.

И, конечно, мы будем активно участвовать в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS