версия для печати
Алексей Пашковский
AMT

Алексей Пашковский:

Теперь двигателем ИТ-аутсорсинга будет не экономический бум, а финансовый кризис

О тенденциях на рынке ИТ-услуг в период кризиса, о возможных перспективах развития ИТ-аутсорсинга в интервью CNews рассказал Алексей Пашковский, директор департамента сервисных решений компании «АМТ-Груп».

CNews: Насколько существенное влияние оказал финкризис на российский рынок ИТ-услуг? Можно ли констатировать какие-то конкретные его последствия на данный момент? Какие?

Алексей Пашковский: Кризис оказал влияние на все и всех, затронул все отрасли. Разумеется, не стала исключением и сфера ИТ-услуг. На мой взгляд, в связи с кризисом рынок ИТ-услуг, в отличие от других сегментов ИТ-рынка, будет  расширяться. Во-первых, заказчики сократят закупки нового оборудования, а значит, увеличат расходы на поддержку имеющихся систем. Во-вторых, будут сокращаться службы эксплуатации и ит-развития заказчиков, однако их функции по-прежнему кто-то должен будет исполнять. Возможно, речь пойдет об использовании каких-то специальных режимов финансирования, но то, что обслуживать ИТ-системы нужно и кто-то должен это делать, сомнений не вызывает, особенно, в компаниях, бизнес которых напрямую зависит от ИТ: банках, страховых, телекоммуникационных компаниях. А кто может это делать? В первую очередь, провайдеры ИТ-услуг, такие, как, например, «АМТ-Груп». Уже сегодня мы ощущаем изменение объемов, качественного состава, структуры оказываемых нашей компанией услуг.

CNews: Понятно, что ИТ-бюджеты большинства заказчиков будут сокращаться, многие ИТ-проекты будут замораживаться. Возможно ли в этой связи, что ИТ-аутсорсинг, как один из наиболее эффективных инструментов оптимизации бизнеса, станет для интеграторов «островом стабильности»? Что предлагает здесь ваша компания?

Алексей Пашковский: ИТ-аутсорсинг наша компания развивает уже довольно давно. И то, что это направление будет востребовано, не вызывало никаких сомнений еще несколько лет назад. В результате сейчас у нас есть главное, что необходимо аутсорсеру: отстроенные процессы. Мы говорим не только о технологических процессах оказания подобного рода услуг, но и юридических, финансовых подходах.

В то же время, вряд ли стоит рассчитывать на то, что ИТ-аутсорсинг станет ключевым направлением на ИТ-рынке. Безусловно, этот сегмент будет расти, но он все равно останется «одним из». Полагаю, что услуги по техподдержке и аутсорсингу продолжат развиваться параллельно, но, вполне вероятно, в этом году произойдет некоторое структурное перераспределение в пользу аутсорсинговых сервисов. Ведь объемы средств, выделяемых на новые проекты, существенно снизятся. Более того, сегодня заказчики уменьшают свои ИТ-бюджеты, и особенно в части, касающейся развития. Однако если заказчик, например, оператор связи, уже построил ИТ-платформу для оказания услуг своим клиентам, он вряд ли откажется от ее эксплуатации и сопутствующего развития, иначе уже сделанные инвестиции окажутся выкинутыми на ветер.

Что же касается собственно наших предложений в области ИТ-аутсорсинга, то «АМТ-Груп» предоставляет полный пакет услуг по данному направлению в тех предметных секторах, в которых работает компания. В первую очередь, мы оказываем полный спектр услуг по ИТ-аутсорсингу сетевой инфраструктуры.

CNews: Насколько сектор ИТ-услуг может потеснить сегмент поставок оборудования в общем объеме ИТ-рынка, на ваш взгляд?

Алексей Пашковский: Совсем поставки никуда не уйдут, хотя прогнозировать какие-то конкретные цифры очень сложно. У некоторых наших заказчиков сейчас попросту введен мораторий на закупки. Заказчики из различных сфер по-разному корректируют ИТ-политики. Взять тот же телеком, один из ключевых секторов для нашей компании. Затормозить тут развитие как минимум на ближайший год практически невозможно. А потому телекоммуникационные компании будут осуществлять по-прежнему значительные закупки оборудования. Скорее всего сокращение не станет радикальным. Ведь если не закупить компонент, который должен быть куплен по графику введения в строй какого-то сегмента проекта, то можно загубить все уже построенное. Иными словами, зачастую дешевле достроить, чем законсервировать.

CNews: Какие категории заказчиков являются сегодня и будут в условиях кризиса наиболее активными потребителями ИТ-услуг, в частности услуг по ИТ-аутсорсингу?

Алексей Пашковский: Прежде всего, это банки, страховые компании, промышленность. Причем локомотивом здесь станут банки. И даже если некоторые компании будут банкротиться и уходить с рынка, их активы, в том числе и ИТ-активы, никуда не денутся. Они просто перейдут к новому владельцу, который, кстати, почти наверняка захочет их подстроить под себя, интегрировать в имеющееся у него ИТ-хозяйство, в каких-то случаях модернизировать, что потребует от заказчика привлечь исполнителя и потратить на это деньги.

CNews: Урезая в целом расходы на ИТ, вряд ли заказчики откажутся от услуг по ИТ-поддержке. Считаете ли вы, что в условиях кризиса это направление также является одним из наиболее стабильных и перспективных? Что именно предлагает тут ваша компания?

Алексей Пашковский: Данное направление будет оставаться стабильным и перспективным, особенно для базового сервиса, являющегося платформой для сервисов более высокоуровневых. Все равно ведь «железо» будет ломаться, будут выходить «апдейты» и «патчи» для программного обеспечения, будут возникать вопросы, связанные с конфигурированием. Соответственно, необходимость в услугах по ИТ-поддержке будет всегда.

CNews: Каково соотношение на рынке услуг базовой технической ИТ-поддержки и проактивной ИТ-поддержки? Как здесь обстоят дела в вашей компании?

Алексей Пашковский: В нашей компании за последний год тут ничего не изменилось. Как и год назад, сейчас это соотношение примерно таково: 40% приходится на проактивную поддержку, 40% – на базовый сервис и 20% – на все остальные виды сервисов. Небольшое смещение, правда, уже произошло в сторону ИТ-аутсорсинга. Если раньше его было совсем мало, то сейчас у нас есть уже подписанные (в течение прошедшего года) аутсорсинговые контракты. Хотя, к сожалению, пока речь и не идет о классическом аутсорсинге, которого мы все так долго ждем. Однако, как мы и говорили с вами ранее, возможно, кризис подтолкнет некоторые компании к выбору подобной схемы взаимодействия с провайдерами ИТ-услуг.

CNews: Насколько финкризис «помог» ИТ-компаниями справится с кадровым дефицитом? Какие процессы происходят сейчас в кадровой сфере? Поделитесь опытом вашей компании.

Алексей Пашковский: Для ИТ-компаний кризис изменил ситуацию на рынке труда кардинально. Если раньше мы с большим трудом находили нужных специалистов, а стоимость кадров была запредельно высока, то сейчас на рынке появился выбор. В свободном доступе оказалось довольно много ИТ-специалистов с хорошим опытом и квалификацией. Конечно, мы всегда очень серьезно занимались данной проблемой, одной из наиболее актуальных она остается для нашей компании и сегодня, однако до кризиса ее решение давалось нам со значительно большими усилиями.

Что касается уровня доходов занятых в ИТ-сфере специалистов, то, по моим ощущениям, пока ситуация сильно не изменилась. Необходимо делать некое разделение по уровням профессионализма работников. Скажем, наша компания продает дорогой, высокоуровневый, интеллектуальный сервис. Соответственно, и специалисты у нас трудятся «дорогие». Как я полагаю, их не затронут какие-то существенные изменения. Кризис это непростое, но очень интересное время, которое всех нас заставит собраться с силами. Слабые игроки уйдут с рынка, сильные станут еще сильнее.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS