Андрей Столбов: В информатизации здравоохранении сегодня доминирует «хаос тактик»

Андрей Столбов

Построение эффективной системы здравоохранения в России невозможно без широкого использования информационных технологий. В то же время, на пути внедрения ИКТ существует немало барьеров. О том, что необходимо предпринять для их преодоления, какие задачи решить в первую очередь, как эффективно использовать мировой опыт в данной области рассказал в интервью CNews Андрей Столбов, доктор технических наук,  заместитель директора Медицинского информационно-аналитического центра РАМН

CNews: Реализация национального проекта «Здоровье» предусматривает широкое внедрение ИКТ в системе здравоохранения. Какие основные приоритеты в данном направлении вы выделяете?

Андрей Столбов: Отвечая на этот вопрос, хотелось бы сначала заметить следующее. Несмотря на то, что успешная реализация столь масштабного проекта, очевидно, невозможна без ИКТ, ни в одном документе национального проекта в явном виде практически ничего не говорится о необходимости использования ИКТ для достижения его целей, обеспечения деятельности врачей и среднего медицинского персонала, развития телемедицины, информационно-справочного обслуживания граждан. Министерством планируются и обсуждаются в основном ИТ-проекты «для проекта», прежде всего, для мониторинга реализации его мероприятий и управления проектом.

В тоже время, сейчас для решения задач, определенных нацпроектом, в частности, по дополнительным выплатам, уже формируется федеральный регистр медицинских работников, организуется представление в электронном виде отчетности о диспансеризации и дополнительных  медицинских осмотрах, создаются базы данных об оснащении лечебных учреждений медицинской техникой и т.п. Однако все это делается в «пожарном» порядке, без решения вопросов информационной совместимости, без учета реальных возможностей выполнения всех установленных требований лечебными учреждениями и медицинским персоналом. При этом имеют место случаи навязывания конкретных технических решений, вместо определения стандартов обмена данными. Это усугубляет проблему и вызывает резкое неприятие ИТ со стороны медперсонала. Жесткая и вполне обоснованная критика по этому поводу была высказана на конференции «Информационное обеспечение приоритетного национального проекта «Здоровье», которая недавно проходила на ВВЦ. Об этом же говорили и участники «круглого стола» в Государственной Думе 13 июня этого года, на котором обсуждались проблемы информатизации здравоохранения (его материалы опубликованы на сайте Комитета по охране здоровья по адресу http://www.ohrana-zdorovja.ru/krug-stol.html).

Что касается приоритетов расходования бюджетных средств на ИКТ, то, я думаю, прежде всего эти средства должны быть направлены на создание новой информационной среды деятельности практикующего врача — для снижения врачебных ошибок, экономии его рабочего времени в части ведения медицинской документации и т.п. По оценкам Всемирной организации здравохранения около 20% врачебных ошибок связано с неполнотой данных или невозможностью оперативного получения необходимой информации. Сегодня активно используются около 4 тысяч медикаментов, между которыми имеют место более 2 тысяч взаимодействий, определяющих возможность их совместного применения. Очевидно, что врач не может все это держать в голове. И поэтому сейчас активно развиваются системы компьютерной поддержки врачебных назначений, которые позволяют существенно, почти на 80% сократить количество ошибок при назначении лекарств и на 55% снизить неблагоприятные побочные реакции (по данным Шульмана Е.И., г. Новосибирск).

До 50% рабочего времени врача уходит на поиск необходимой информации и ведение документации. Применение компьютерных систем ведения медицинских записей о пациентах позволяет почти в 4 раза сократить время поиска необходимой информации, на 25% сократить время постановки диагноза и на 10-20%  увеличить поток принятых врачом пациентов (по данным Какориной Е.П.). Таким образом, очевидно, что внедрение современных ИКТ непосредственным образом скажется на повышении доступности и качества медицинской помощи, особенно в первичном звене. Именно это и является одним из основных целевых показателей национального проекта.

Безусловно, задачи управления и контроля также чрезвычайно важны, особенно с точки зрения повышения эффективности расходования ресурсов. Однако, ИТ-обеспечение деятельности чиновников, особенно на верхнем, стратегическом уровне, сегодня уже не требует столь значительных инвестиций, поскольку достаточная для их решения ИТ-инфраструктура уже создана и нормально функционирует (я сам около семи лет, до марта 2005 года работал в Федеральном фонде ОМС).

Очень важным является также создание в здравоохранении и социальной сфере единой инфраструктуры обмена электронными документами с использованием электронной цифровой подписи. И надо сказать, что здесь уже многое сделано в ходе реализации закона № 122-ФЗ и организации информационного взаимодействия в системе дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. Хочу при этом заметить, что система электронного документооборота может заметно сократить расходы и время ожидания гражданами высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных клиниках — еще одного направления приоритетного национального проекта.

Сегодня почти 10% пациентов, приехавших за несколько сотен или даже тысяч километров в федеральные клинические центры Москвы и Санкт-Петербурга, не имеют медицинских показаний для госпитализации. При этом  для принятия такого решения вполне достаточно было бы направить по электронной почте медицинские документы с результатами  их обследования по месту жительства.

CNews: В настоящее время не существует единого представления о том, что должно представлять из себя единое информационное пространство в области здравоохранения. Какие основные положения, на ваш взгляд, должны лежать в основе формирования единого информационного пространства?

Андрей Столбов: На самом деле, специалисты, которые профессионально занимаются информатизацией здравоохранения, прекрасно понимают, что такое единое информационное пространство (ЕИП). Другое дело, что нет единого понимания, а точнее, официально принятых общих принципов построения и функционирования единой информационной системы (ЕИС) здравоохранения — основы ЕИП. Нужна концепция построения ЕИС здравоохранения, а не только ЕИС Минздравсоцразвития РФ или Росздрава, проекты которых в последнее время были представлены профессиональному сообществу.

Нежелание понять и игнорирование того, что ЕИС здравоохранения — это федеративная (не «федеральная», а именно федеративная!) система, принципы построения и функционирования которой существенно отличаются от вертикальных, корпоративных систем, а также попытки некоторых ведомств доминировать, навязать свои ИТ-решения, отсутствие координации и т.п. — в этом сегодня ключевая проблема и болевая точка создания ЕИС отрасли. 

Тема эта требует отдельного, обстоятельного обсуждения. Очень кратко, без комментариев, основные принципы создания и развития ЕИС здравоохранения я бы сформулировал следующим образом:

  • интеграция на основе стандартов открытых систем, функциональная стандартизация;
  • унификация информационных моделей и форматов сообщений, единая система классификации и кодирования информации, идентификационная совместимость;
  • прагматическая целесообразность (разумная достаточность и адекватность ИТ-решений, защита инвестиций — максимально возможное использование имеющихся систем, общая ИКТ-инфраструктура );
  • инвариантность ИТ-решений по отношению к организационным схемам и структурам;
  • кооперация и координация.

Перечисленные принципы следует дополнить принципами взаимодействия в ЕИС:

  • обмен юридически значимыми электронными документами с ЭЦП, получение данных из БД других субъектов по специальному запросу;
  • асинхронный обмен документами по каналам TCP/IP и организация Web-порталов для доступа к справочным данным;
  • криптозащита персональных данных при передаче по открытым каналам связи.

Еще раз хочу подчеркнуть, что федеративность ЕИС здравоохранения — это ее самая главная, принципиальная особенность, определяющая методологию построения и развития, организацию и правила функционирования. Сегодня основные положения теории федеративных систем находят свое практическое воплощение в стандартах открытых информационных систем, которые активно разрабатываются ISO, в том числе техническим комитетом ISO/ТC215 «Health Informatics» для медицинских ИС, полномочным представителем России в котором является ТК468 «Информатизация здоровья», созданный в сентябре прошлого года на базе Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ). 

CNews: Как Вы оцениваете текущий уровень информатизации организаций системы здравоохранения? Насколько регионы России готовы к широкому внедрению и использованию информационных технологий? Что уже сделано и что планируется сделать в этом направлении?

Андрей Столбов: Надо сказать, что критерии оценки уровня информатизации здравоохранения сегодня у нас не определены. Количество компьютеров в лечебных учреждениях не является адекватным показателем. В Европейском Союзе (ЕС) для оценки применения ИКТ в здравоохранении используются два основных показателя: доля населения, использующего интернет для получения медицинской информации (в ЕС и США это около 80%) и доля врачей общей практики, использующих электронные медицинские записи (в среднем в ЕС этот показатель составляет около 25%, в Дании — 75%, в США — около 17%). У нас подобных данных нет. Проводились только отдельные, выборочные исследования на эту тему.

Формы государственного и отраслевого статистического наблюдения практически не затрагивают вопросы использования ИКТ. Форма Росстата № 3-информ ориентирована главным образом на коммерческие организации, и не учитывает специфику использования ИКТ в здравоохранении. Форма № 30, представляемая лечебно-профилактическими учреждениями, включает только сведения о наличии компьютеров, выхода в интернет и отдельных видов цифрового медицинского оборудования (по данным ЦНИИОИЗ имеют компьютеры 76% лечебных учреждений, выход в интернет — 34%). Таким образом, сегодня у нас нет адекватной основы для анализа и оценки уровня информатизации и, естественно, для правильного планирования ресурсов на ИТ.

Необходимо разработать методологию анализа и мониторинга использования ИКТ в здравоохранении (это задача ЦНИИОИЗ). Кстати, сегодня, пока еще нет подобной методологии и для мониторинга реализации национальных проектов. Поэтому создавать информационную систему мониторинга преждевременно. Сначала надо определиться с методологией, оценить информационные потоки, подготовить технико-экономическое обоснование, и только после этого решить, надо ли создавать «с нуля» новую, специальную систему, основанную на единых, сквозных, вертикальных программно-технических решениях? Мне представляется, что достаточно определить стандарты преставления данных и разработать соответствующие надстройки над существующими системами сбора и обработки информации. Главная трудность — в разработке комплекса показателей, адекватно отражающих состояние и процессы в отрасли.

Основная проблема внедрения ИКТ в здравоохранении сегодня не столько в отсутствии денег, сколько в их разумном, эффективном использовании и недостаточной межведомственной координации. Организация координации и кооперации не требуют дополнительных инвестиций, наоборот, позволяет более эффективно использовать ресурсы. Замечу, что новый закон о государственных закупках № 94-ФЗ допускает кооперацию при проведении торгов.

Надо сказать, что для повышения эффективности ИКТ очень слабо используются имеющиеся организационные и административные ресурсы. Прежде всего, потому, что не выполняется один из главных принципов информатизации, сформулированный еще академиком В.М. Глушковым, — принцип «первого лица».

Сегодня ситуация такова, что медицинские работники недостаточно мотивированы к применению современных компьютерных технологий. Наш врач, в отличие от западного, работает совершенно в других условиях. По данным ВОЗ оптимальное соотношение между количеством врачей и средних медицинских работников составляет 1:4.3, в ЕС сегодня — 1:4, в США — 1:5.5 и даже 1:6 в некоторых штатах. У нас 1:2.2, причем с учётом всех параклинических служб. И в этих условиях, естественно, у врача, при тех нормативах, которые существуют для реализации его функции врачебной должности, не хватает никакого времени для изучения и освоения компьютерных технологий. Даже если все это стоит у него на рабочем месте. Отсутствуют и мотивация, и реальные возможности.

CNews: Существует ли мировой опыт создания единых информационных систем в области здравоохранения, насколько он применим в российских условиях и как планируется использовать этот опыт при реализации национального проекта «Здоровье»?

Андрей Столбов: Безусловно, определенный опыт создания единых информационных систем в здравоохранении есть во всех развитых странах. В США можно выделить только отдельные элементы, которые целесообразно использовать в России, поскольку их модель организации здравоохранения значительно отличается от нашей. Это касается в основном учета и обмена данными в медицинском страховании, а также использования интернет для доступа к медицинским информационным ресурсам.

Наиболее полезен для нас европейский опыт, особенно ФРГ, Великобритании и Франции, в плане законодательного регулирования использования ИКТ в здравоохранении, ведения медицинских регистров, внедрения единых систем идентификации и телемедицины. В последнее время активизировались наши контакты и сотрудничество с Европейской комиссией по e-Health. В конце прошлого и в начале этого года на наших конференциях в Москве выступали такие авторитетные специалисты в области использования ИТ в здравоохранении как Мишель Тонне (Франция), Готфрид Дитцель (ФРГ) и Элизабет Биелби (Великобритания, Microsoft). Наши специалисты побывали в Гамбурге на семинаре в госпитале Асклепиос Бармбек, организованном Microsoft, где обменивались мнениями о перспективах использования современных ИКТ с американскими и европейскими коллегами, в том числе с директором Европейской комиссии ВОЗ по e-Health доктором Жан-Клодом Хейли. Осенью Ассоциацией развития медицинских информационных технологий при поддержке Министерства здравоохранения Франции организуется совместный семинар по ИТ на базе одной из клиник Парижа. На профессиональном уровне поддерживаются рабочие контакты с ИТ-специалистами Украины, Белоруссии, Киргизии и Казахстана. Их опыт также очень полезен.

Следует сказать, что применение международных стандартов ISO в области e-Health, в которых отражен мировой опыт в этой области, определено нормативными документами по стандартизации СТО МОСЗ 91500.16.0002-2004 «Информационные системы в здравоохранении. Общие требования» и СТО МОСЗ 91500.16.0003-2004 «Информационные системы в здравоохранении. Общие требования к форматам обмена информацией». Необходимо следовать этим стандартам, не «изобретать велосипед» и не выдумывать свои, ни с чем несовместимые стандарты, с чем мы постоянно сталкиваемся.

CNews: Одна из ключевых проблем здравоохранения — информационная поддержка врача при принятии решений. Каким образом она будет решена в рамках реализации приоритетного национального проекта«Здоровье»?

Андрей Столбов: Да, выше мы уже говорили об этом. Поскольку эта проблема официально не сформулирована, говорить о том, как она будет решаться, я не могу. Могу высказать только свое мнение, как ее надо решать. Не касаясь при этом научно-методологических аспектов ее решения.

Во-первых, поскольку значительная доля врачебных ошибок в первичном звене связана с неправильным назначением лекарственных препаратов, необходимо организовать работы по формализации клинико-фармакологических статей лекарственных средств, формировать и официально распространять соответствующие базы данных, которые необходимы для ИТ-систем поддержки врачебных назначений и экспертизы медицинской помощи. Сейчас это особенно актуально в связи с трудно контролируемым ростом расходов на дополнительное лекарственное обеспечение.

Во-вторых, я думаю, что с точки зрения организации финансирования наиболее эффективной будет грантовая система государственной поддержки исследований и разработок средств ИТ-поддержки врачебной деятельности. В ЕС около 50% расходов на создание такого рода программных средств осуществляется за счет фирм-исполнителей, получателей грантов. Грантовая система государственного финансирования ИТ-проектов в общем случае позволяет конструктивно решать юридические проблемы, связанные с правами на объекты интеллектуальной собственности, к коим относится программное обеспечение. Поэтому система грантов является более привлекательной для разработчиков, чем простые конкурсные торги. Кроме того, она позволяет привлечь дополнительные средства для реализации проектов.

Наша система конкурсных торгов при выборе разработчиков программного обеспечения — только видимость, она стимулирует лоббирование и коррупцию. Недавно я прочитал объявление о конкурсе по выбору исполнителя для «… выполнения работ по авторскому (sic!) сопровождению программных средств»… Система конкурсов грантов — более честная и эффективная.

Ну и, наконец, в-третьих, как мы уже говорили, врачу надо создать необходимые условия, возможности и стимулы для изучения, освоения и применения этих программных средств. Пожалуй, что именно эта — одна из самых трудно решаемых проблем.

CNews: Во всем мире широко обсуждается проблема сертификации сайтов медицинского назначения. Какие меры по обеспечению достоверности информации, предоставляемой гражданам в открытом доступе, планируется предпринять в России?

Андрей Столбов: Необходимость этого сформулирована в рекомендациях «круглого стола» в Государственной Думе в июне этого года. Надо сказать, что проблема доверия пациента и врача к тем сведениям и медицинским рекомендациям, которые получены с помощью компьютеров и интернет, — это очень важный фактор с точки зрения мотивации внедрения и применения ИКТ в здравоохранении. Необходимо разработать и принять на уровне федерального закона или постановления правительства соответствующие технические регламенты (как это определено законом «О техническом регулировании»), в которых должны быть определены обязательные требования и процедуры подтверждения гарантированного качества информации и рекомендаций, подобные тем, какие используются при проведении клинических испытаний. Таким же процедурам обязательной сертификации должны подвергаться и все тиражируемые ИТ-системы поддержки клинических решений, несмотря на то, что окончательное решение и вся ответственность во всех случаях возлагается на лечащего врача.

CNews: Данные о состоянии здоровья граждан России относятся к числу конфиденциальных. Какие меры должны быть приняты для обеспечения информационной защиты этих данных?

Андрей Столбов: Действительно, с одной стороны, современные ИКТ предоставляют и врачам, и пациентам качественно новые возможности, а с другой стороны — порождают проблемы, связанные с необходимостью применения сложных систем защиты информации и жесткой регламентации обмена конфиденциальными данными.

Статья 61 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», предполагает согласие больного на передачу касающихся его сведений, содержащих врачебную тайну, в учреждения и организации, участвующие в процессе предоставления медицинской помощи, а также его согласие на доступ к этим сведениям соответствующих должностных лиц, в том числе других врачей и медсестер. 

Однако наша ежедневная практика и менталитет не учитывают этого. Сегодня многие ИТ-решения и проекты «грешат» тем, что допускают несанкционированный доступ к конфиденциальным сведениям, причем на самом высоком уровне. У меня вызывают тревогу и озабоченность, например, демонстрация по телевизору возможностей информационной системы Фонда социального страхования, когда нам показывают удаленный просмотр из Москвы с рабочего места чиновника центрального аппарата сведений о результатах диспансеризации и заболеваниях конкретного гражданина, о чем этот гражданин и не подозревает. И восторги по этому поводу чиновников и депутатов. Непонятно, зачем чиновнику в Москве нужны эти сведения из базы данных поселковой поликлиники, какие правовые основания есть для его доступа к этой информации, каким административным регламентом и для какой функции это предусмотрено?

ИТ-решения должны быть экономически целесообразны и адекватны: а) реальным, а не надуманным потребностям, и б) правовым ограничениям. Инженерное искусство заключается в том, чтобы решить задачу минимальными средствами. Нельзя платить большие деньги за выделенные каналы связи там, где можно обойтись обычной электронной почтой.

Проблемы, связанные с защитой персональных данных от несанкционированного доступа, регламентацией ведения, хранения и обмена медицинскими данными, представленными в электронном виде, а также применением телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи находятся сейчас в поле внимания не только профессионалов, но и всей общественности. Особенно, после того, как в конце прошлого года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. И сейчас на рассмотрении Государственной Думы находится ряд законопроектов, направленных на урегулирование отношений в этой области.

CNews: В рамках реализации национального проекта «Здоровье» предусмотрен  существенный рост объемов бюджетного финансирования ИТ-проектов системы здравоохранения. При этом отмечается, что отсутствие координации зачастую приводит к неэффективному использованию государственных средств. Какие меры необходимо предпринять для решения этой проблемы?

Андрей Столбов: Создание и внедрение ИТ не успевает сегодня за инициативами и динамизмом появления новых задач и потребностей. В здравоохранении сегодня доминирует реактивная модель информатизации — «хаос тактик» и неструктурированное многообразие подходов, фрагментарность ИТ и несистемное решение отдельных, частных задач, — что и приводит к значительным издержкам и неэффективному расходованию ресурсов. Необходим переход от реактивной к проактивной модели внедрения и развития ИТ на основе новой концепции информатизации здравоохранения.

К сожалению, сегодня на общегосударственном уровне цели и задачи комплексного использования ИКТ в здравоохранении (e-Health) пока еще не поставлены и не сформулированы. Начатая около двух лет назад административная реформа, разделение полномочий между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, привели к тому, что нарушилась координация и кооперация работ по внедрению ИКТ в здравоохранение.

Очевидно, что эта ситуация будет сохраняться до тех пор, пока не будет создан административно и профессионально компетентный орган планирования и координации работ по информатизации здравоохранения, как это сделано во всех странах Европейского союза (в котором существует также комитет, координирующий работы по информатизации здравоохранения ЕС в целом). Об этом очень подробно недавно рассказали Готфрид Дитцель, почти 30 лет руководивший информатизацией здравоохранения ФРГ, и Мишель Тонне, руководитель ИТ-департамента Министерства здравоохранения Франции, президент Общеевропейской ассоциации медицинской телематики (EHTEL), на международной конференции MedSoft-2006, которая в конце марта 2006 г. проходила в Москве.

Кроме того, представляется целесообразным нормативно закрепить обязательность процедуры независимой и профессионально компетентной экспертизы ИТ-проектов как на этапе их подготовки и принятия, так и при проведении конкурсных торгов по выбору исполнителей государственного заказа. Это позволит исключить дублирование работ, сократить их стоимость и снизить риски невыполнения проектов. Замечу, что по данным исследовательской группы IDC погрешность оценки ресурсов ИТ-проектов составляет 25% в 75% случаев.

Таким образом, создание, а точнее, восстановление системы управления информатизацией отрасли — это сегодня одна из ключевых задач, без решения которой успешная реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» представляется весьма проблематичной. 

Думаю, что стратегические инициативы и мероприятия по повышению структурной эффективности здравоохранения и реализации приоритетных национальных проектов, а также осуществляемые сегодня действия правительства, приведут к тому, что координация деятельности органов управления здравоохранением в вопросах создания и развития единой информационной инфраструктуры и использования ИКТ на всех уровнях будет восстановлена. Первые проявления, симптомы этого положительного процесса уже заметны.

CNews: Создание стандартов по ведению электронной медицинской карты пациента — одна из наиболее важных задач. Что необходимо предпринять и что уже делается в этом направлении?

Андрей Столбов: Создание стандартов ведения электронных записей о здоровье (EHR — Electronic Health Record, у нас их принято называть «электронные медицинские записи») — это одна из наиболее значимых и трудных проблем, которая не решена еще ни в одной стране мира. Именно на ее решение направлены основные усилия в области стандартизации в медицинской информатике. И эта тема также настолько многогранна, что требует отдельного разговора.

Основная трудность здесь заключается в чрезвычайно большой размерности пространства понятий, используемых в современной медицине. По оценкам экспертов оно содержит более 2 млн. понятий и терминов. Для сравнения замечу, что последнее издание Оксфордского словаря английского языка содержит 615 тыс. слов, а Большого толкового словаря русского языка — 135 тысяч. Сегодня существует множество несогласованных между собой терминологических систем, что затрудняет формализацию и кодирование медицинской информации.

К великому сожалению, у нас не используется систематизированная номенклатура медицинских терминов SNOMED, которая принята в качестве национального стандарта более чем в 30 странах. Аналогичная ситуация и с классификаторами работ и услуг в здравоохранении, медицинских процедур и манипуляций, лабораторных исследований и т.п. Мы развиваем свои системы кодирования и классификации медицинской информации. Это существенно затрудняет адаптацию и применение международных«де юре» и «де факто» стандартов при создании медицинских информационных систем. Этими же причинами во многом обусловлены и проблемы интеграции в ИС импортного медицинского и лабораторного оборудования.

Так что, направления и приоритеты развития работ в области электронных медицинских записей достаточно очевидны и лежат в плоскости унификации и гармонизации национальных стандартов медицинской информатики с принятыми мировым профессиональным сообществом. Сейчас эти вопросы решаются достаточно трудно. Хочется верить, что созданным недавно ТК466 «Медицинские технологии» и ТК468 «Информатизации здоровья» удастся повернуть вектор развития нашей медицинской информатики в этом направлении.

CNews: Эффективное использование информационных технологий в области здравоохранения требует повышения квалификации медицинских работников. В тоже время, нехватка медицинского персонала не позволяет производить обучение с отрывом от основной деятельности. Какие меры, на ваш взгляд, необходимо осуществить в данном направлении?

Андрей Столбов: Сегодня мы уже говорили об этом, но продолжим. Медицина сегодня — это одна из наиболее динамично развивающихся областей человеческой деятельности. Поэтому необходимы постоянная актуализация профессиональных знаний и организация непрерывного дистанционного образования медицинских работников на основе ИКТ, ресурсов и сервисов интернет.

Существуют достаточно эффективные типовые технологические решения и продукты в области e-Learning, инструментальные средства для создания мультимедийных информационных образовательных ресурсов. Однако для их практического использования требуется создать необходимые условия. Кроме выделения достаточного времени, необходимы программы обучения, учебно-методические материалы, регламентирующие документы и т.п. Сейчас этому стали уделять значительное внимание. Достаточно ознакомиться с Планом НИР на 2006 год Минздравсоцразвития, в котором предусмотрены соответствующие работы. В материалах упомянутого «круглого стола» в Госдуме также имеются рекомендации по этому вопросу. Наблюдается определенная положительная динамика. На рынке стали появляться интерактивные издания медицинского назначения, руководства и справочники для врачей, подготовка которых была инициирована и поддержана Министерством.

CNews: Как вы оцениваете приоритетность создания в России телемедицинской сети? Какие действия необходимо совершить для развития телемедицины в стране?

Андрей Столбов: Для развития телемедицины нужна прежде всего нормативно-методическая база. Создание ИКТ-инфраструктуры и  телемедицинской сети — это задача более низкого порядка сложности. Существует множество типовых технических решений.

Необходимо начинать с того, чтобы в номенклатуру работ и услуг в здравоохранении включить работы по организации и проведению телемедицинских консультаций, разработать и утвердить методики расчета их стоимости. После этого разработку программ государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью можно будет осуществлять с учетом использования телемедицинских технологий.

Сейчас создается Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи. Думаю, что именно оно должно осуществлять координацию работ по развитию телемедицинских технологий.

CNews: Какие задачи по информатизации российского здравоохранения, на ваш взгляд, необходимо реализовать в текущем году? В следующем — 2007 году? В течение ближайших нескольких лет?

Андрей Столбов: Собственно, об этом мы уже говорили. Прежде всего, необходимо решить вопросы координации в области информатизации здравоохранения. В свое время Минздравом совместно с Федеральным фондом ОМС заключались трехсторонние соглашения с органами власти субъектов Российской Федерации о совместной деятельности. Полагаю, что сейчас, в условиях более четкого разделения полномочий, надо продолжить подобную практику, подключив сюда Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Росздрав, Росздравнадзор, Роспотребнадзор.

В этих соглашениях надо предусмотреть координацию мероприятий по информатизации системы здравоохранения как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. В этом году надо организовать работу по написанию концепции и программы информатизации, в следующем году, после широкого и публичного обсуждения, официально их принять, и затем последовательно и планомерно«успешно» двигаться дальше. Как говорил У.Черчиль,«Успех — это способность, не теряя энтузиазма, идти от одной неудачи к другой».

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS