Обзор "Телеком в России 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Тарио

Владимир Щербинин: От интеграторов требуют интеллектуальных услуг и возможностей выполнения комплексных проектов

Владимир ЩербининНа вопросы CNews отвечает президент компании «Классика» Владимир Щербинин.

CNews: Какие изменения вы наблюдаете на телекоммуникационном рынке России по итогам 2006 года?

Владимир Щербинин: Прошлый год был знаменательным, как для традиционных, входящих в «Связьинвест» операторов связи, так и для альтернативных. Отечественные связисты стали активно осваивать передовые технологии. Ряд компаний получили возможность предоставлять услуги дальней связи. Хотелось бы акцентировать внимание именно на развитии технологий, которое особенно ощущалось в прошлом году.

Все основные мероприятия телекоммуникационных компаний осуществлялись с целью развития сервисов и внедрения новых услуг связи. Внимание операторов смещается от решения технических вопросов в сторону стратегических задач, связанных с наращиванием услуг.

В связи с этим активизировался процесс перехода на сети нового поколения. Операторы связи проводят модернизацию сетевой инфраструктуры, переходят на технологии пакетной коммутации, идет активный процесс цифровизации операторских сетей. К примеру, «Классика» реализовала ряд подобных проектов в МРК «Связьинвест», а также для альтернативных операторов.

Переход на расширенный спектр услуг активизировал развитие телекоммуникационной инфраструктуры. Поводились проекты наращивания мощности магистральных сетей до 1 — 10Гбит\с и их территориального расширения. Максимальный импульс получили проекты по строительству сетей широкополосного доступа. К этому процессу подключились все МРК.

Наблюдается новый виток развития отрасли связи. Мы видим, что в телекоммуникационные компании приходят молодые специалисты, которые обладают серьезными профессиональными знаниями в сфере ИТ. Мининформсвязи обращает все большее внимание на то, чтобы проникновение современных информационных технологий в отрасль было максимальным. В 2006 году появился также ряд компаний, которые, используя новые технологии, минимизировали свои затраты на развитие и соответственно, кардинально изменили отношение к бизнесу в отрасли. Технологии, которые появились в 2006 году, более ориентированы на конечного потребителя. Причем даже не столько на юридических лиц, а в большей степени физических. Если ранее компании стремились завоевать корпоративного заказчика и построить виртуальные сети для него, то сейчас основной сдвиг произошел в область физических потребителей. Ввиду общего улучшения экономической ситуации в нашей стране. Люди потребляют все больше услуг в сфере телекоммуникаций, многие государственные программы направлены именно на физических лиц, поэтому разворачивается серьезная борьба телекоммуникационных компаний за клиентскую базу.

CNews: Какие изменения в этой связи претерпел бизнес системных интеграторов в сфере телекоммуникаций?

Владимир Щербинин: Системные интеграторы изменили свое представление о самих принципах работы. Если раньше системным интегратором фактически называлась любая коммерческая структура, работающая в области ИТ и связи и занимающаяся поставкой оборудования, то в прошлом году стало ясно, что системные интеграторы выделились в особую зону технологий, в первую очередь за счет того, что они развили спектр предлагаемых услуг и стали привлекать высококлассных специалистов. Сейчас заказчик требует от интегратора решения более сложных задач, например, выявления окупаемости того или иного проекта. За конец 2005 — начало 2006 г. системные интеграторы значительно выросли. Сейчас это высокопрофессиональные коллективы, которые, например, поддерживают экспертизу таких новейших технологий, как работа с софтсвичами или NGN. Заказчик на сегодняшний день требует от интеграторов предоставления интеллектуальных услуг и своих возможностей для выполнения комплексных проектов, а не просто поставок оборудования или программного обеспечения.

CNews: Какие специфические требования предъявляют заказчики из телекоммуникационного сектора к поставщику ИТ?

Владимир Щербинин: Прежде всего, это уже упомянутое мною так называемое требование интеллектуальности. Работая вплотную с заказчиком, интегратор всегда должен хотя бы на небольшой шаг опережать последнего, чтобы просто быть ему интересным. Когда заказчик обращается к интегратору, он старается в нем увидеть что-то новое, что поможет ему решить определенные проблемы с расчетом на перспективное развитие. Обращаясь к интегратору, он, соответственно, видит в нем, в первую очередь, интеллектуального помощника в реализации своих планов.

Особое направление, на котором я хотел остановиться, говоря о взаимоотношениях между интегратором и оператором связи, это консалтинг, который сейчас набирает силу в таком сложном сегменте рынка.

Я не сказал бы, что в 2006 году наблюдался большой прорыв в этом направлении. В настоящий момент доля консалтинговых услуг относительно других услуг, предоставляемых операторам связи, невелика. Но, думаю, 2007 год окажется переломным. В текущем году будет заключено максимальное число контрактов в области консалтинга. Такая необходимость назрела в связи с тем, что у операторов связи, давно работающих на рынке, скопился значительный запас различной техники, причем как старой, так и самой современной. Для того чтобы оптимизировать использование всего накопленного «железа», консультанту приходится проводить обследование с тем, чтобы предложить оператору, каким образом лучше использовать все имеющееся многообразие аппаратных средств с минимальными затратами.

Причем известно, что далеко не все старые технологии не возможно эксплуатировать наравне с новыми. К примеру, для решения некоторых задач необязательно ставить софтсвичи, можно обойтись коммутаторами. Либо же можно осуществлять апгрейд тех же коммутаторов. Так, один проект для МРК «Связьинвест» проводился с учетом модернизации АТС Siemens до функционала softswith, чем и был определен выбор вендора. Таким образом, прогнозы и оценки развития технологий в будущем, все более необходимы рынку, поскольку они позволяют значительно экономить ресурсы и денежные средства заказчиков.

CNews: Какие ИТ-решения наиболее интересны сегодня операторам связи, из вашей практики?

Владимир Щербинин: Некоторые технологии внедряются просто как дань моде, а некоторые в силу необходимости. Все большим спросом пользуются решения NGN. Это не просто техническая среда, а среда предоставления огромного спектра услуг, о некоторых из которых мы сейчас можем даже и не знать. Концепция NGN тем и хороша, что предлагает разумное сочетание новых и старых технологий. С ее помощью можно осуществлять поэтапное внедрение услуг. При этом в области аппаратного обеспечения почти ничего не меняется на протяжении длительного периода времени. А вот программная среда подвергается апгрейду. Соответственно, каждый раз организуются новые услуги, в зависимости от того, какие из них окажутся наиболее востребованными на тот или иной период времени. Сейчас существует определенный набор услуг, которые, по ряду прогнозов, будет потребляться физическими и юридическими лицами. Операторы планируют сделать ставку именно на эти услуги. Хотя точный их перечень, еще окончательно не определен, ясно одно: используя NGN, заранее известно, что такие услуги можно будет легко трансформировать и развивать.

CNews: Расскажите о ваших проектах в области NGN.  Какие из своих проектов в телекоммуникационном секторе вы могли бы выделить особо по итогам 2006 г.?

Владимир Щербинин: Давайте разделим два понятия: NGN и софтсвичи, поскольку иногда их путают. Если говорить о NGN, то у нас есть проект, начатый в прошлом году для одной компаний, входящих в «Связьинвест» на базе преимущественно оборудования Siemens. В данном проекте также использованы решения других производителей, таких как, Cisco, ECI, Juniper и др. Для его реализации привлекались также специалисты компаний-производителей и ряд организаций-партнеров. В данном случае развитие NGN запланировано в 3 этапа. Первый, начатый в прошлом году, транспортный. Второй — построение сети сервисов, организующих спектр услуг для абонентов. И заключительный — сдача всего комплекса в опытную эксплуатацию сети для диагностики выявления возможных недоработок. Подобный проект реализован «Классикой» в Башкирии. Там производилась замена аналоговых станций на электронные с использованием технологии софт-свичинга. В данном проекте строительство сетей осуществляется на основе решений Huawei и Ericsson. Однако хочу заметить, что этот подход позволяет в дальнейшем перейти к построению сети NGN.

CNews: Как, по вашим прогнозам, будет развиваться рынок информатизации отечественного телекома в ближайшую пару лет?

Владимир Щербинин: Я думаю, что  для пользователя все будет стремиться к некой универсализации, будут востребованы продукты, совмещающие в себе самые разные функции. То есть когда все виды услуг будут отображаться на едином терминале. Когда мобильные телефоны смогут взаимодействовать в стандартах GSM, WiMАХ и других.

В области технологий развитие мобильной связи будет стремительно двигаться в сторону реализации сетей 3G и «мобильного» WiMAX.

Развитие WiMAX в сегменте «последней мили» встретит серьезную конкуренцию со стороны операторов фиксированной связи, которые традиционно предоставляют эти услуги на территории РФ. В случае развития «мобильного» WiMAX можно прогнозировать падение цен на рынке сотовой связи и обострение конкурентной борьбы в передаче новых видео-сервисов.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS