Обзор подготовлен

версия для печати
Спутниковая навигация на пороге бума

Спутниковая навигация на пороге бума

Российский рынок спутниковой навигации, возможно, ждет такой же бум, какой пережила мобильная связь. Россия создает собственную глобальную систему, уже выпущена первая партия ГЛОНАСС/GPS-приемников. Однако на этом пути предстоит решить еще много важных задач.

Отечественный рынок услуг определения местоположения на базе российских спутников только формируется, в то время как американская GPS уже вовсю работает. Основные препятствия для полноценного функционирования российской ГЛОНАСС — неполная орбитальная группировка, отсутствие качественных карт и острый дефицит потребительской аппаратуры — со временем, вероятно, будут решены. Однако до тех пор страна будет ежегодно терять миллионы долларов.

Американская система спутниковой навигации GPS, по подобию которой в СССР был создан пришедший в упадок после развала Союза ГЛОНАСС, привела к таким же революционным сдвигам, как мобильная связь и интернет. Однако управление GPS полностью находится в руках Пентагона, поэтому существование ГЛОНАСС — это вопрос обеспечения независимости России в критически важной сфере — обеспечения ее безопасности. Не случайно в Европе и Китае тоже создают свои системы спутниковой навигации.

1 января 2007 года Минобороны сняло ограничение в 30 м на точность определения координат и разрешило использовать высокоточные электронные карты. С этого момента фактически и начался отсчет истории ГЛОНАСС в России, хотя первый спутник системы был запущен еще в 1982 году. Сегодня в стране налажен серийный выпуск навигационной потребительской аппаратуры для специального назначения, однако массового производства потребительских приемников ГЛОНАСС/GPS пока нет.

Таким образом, на розничном рынке свободно доступен пока лишь GPS. По данным Industrial Economics & Knowledge Center продажи GPS-приемников в мире в последние годы растут на 25-30% в год. В России эта цифра составляет 300%. В Европе, по данным Voxtel, представлено почти 5 сотен моделей GPS-навигаторов от 150 брендов. GPS активно проникает в мобильники, причем уже в бюджетные GSM-модели. По прогнозам ABI Research к 2012 году в мире будет более 550 млн мобильных устройств (примерно 12% от общего количества), оснащенных GPS. В 2009 г. ожидается появление на рынке технологии чипа, которая позволит объединить на одной платформе GPS, Wi-Fi и Bluetooth. По данным компании «Ритейл Аудит» на I квартал 2008 г., представленность в исследуемых магазинах устройств GPS в России составлял 11%. Этот показатель для беспроводных информационных устройств (WID) со встроенным GPS гораздо выше — 26%. По оценкам J’son & Partners, к концу 2008 г. доля мобильных устройств с GPS, находящихся на руках у российского населения, может составить 5%. По оценкам «Евросети», в 2007 году в России было продано порядка 60 тыс. автомобильных GPS-навигаторов. В этом году рынок должен вырасти в 2,5 раза.

GPS или ГЛОНАСС-приемник?

На российском рынке GPS-устройств доминирует Garmin с рыночной долей 35%, далее следуют Mio (20%), JJConnect (15%), Tibo (10%) и GlobalSat (5%). На долю остальных поставщиков приходится 15% рынка (данные Navteq).

Российский рынок GPS-навигаторов

Российский рынок GPS-навигаторов

Источник: Navteq, 2007

Начать массовые продажи приемников, использующих ГЛОНАСС, приходится констатировать, в России пока не удалось. Для создания конкурентоспособной аппаратуры на начальном этапе необходима серьезная поддержка производителей со стороны государства — при небольших объемах производства и малых финансовых вливаниях аппаратура получается слишком дорогой. Так, первая серийная версия российского автомобильного ГЛОНАСС/GPS-навигатора Glospace SGK-70, первоначально стоившая около $475 (11 900 руб.), теперь стоит почти в 2 раза дороже ($903), причем найти ее по-прежнему довольно проблематично. Поставить производство первого российского навигатора на конвейер и тем самым обеспечить спрос на устройства планируется ближе к концу 2008 года. Кроме того, НИИ космического приборостроения — производитель Glospace SGK-70 — обещает разработать новые модели приемников.

Напомним, что ранее к производству ГЛОНАСС-приемников присматривалась АФК «Система», однако договориться о выпуске устройств с государством ей не удалось. По некоторым сведениям, для начала работы «Система» просила гарантированный госзаказ и не получила его. Однако Роскосмос заявляет, что готов к сотрудничеству с частными компаниями с целью разработки чипсетов для бытовых спутниковых навигаторов ГЛОНАСС. «Частников» же отпугивает высокая стоимость этой работы ($4-7 млн) и неопределенность проекта в целом. Производителям и разработчикам не очень понятно, кто и как будет продавать ГЛОНАСС в России.

Не прячьте карты в рукава

То, что в России отсутствуют подробные и актуальные цифровые карты, знает каждый автомобилист. При том что сами карты есть, и их очень много, они распылены по разным местам и часто не обновляются. Возможно, если бы информацию, которая хранится в разных ведомствах, объединить в виде ГИС федерального масштаба, то объем и качество информации увеличились бы на порядок. А может быть, и нет. Ведь по оценкам Роскартографии, крупномасштабные топографические планы на обжитые и экономически развитые районы устарели более чем на 80%. В России отсутствует системный подход к выполнению работ по обеспечению навигации, налицо дублирование работ, выпуск некачественной продукции. Здесь не помогают ни Яндекс, ни Google, выложившие в открытый доступ спутниковые и гибридные карты — большая часть территории России снята с плохим разрешением.

Другими словами, в стране нет единого навигационно-геоинформационного пространства. Очевидно, что активное использование спутниковой навигации начнется только тогда, когда в стране появятся подробные и актуальные карты всей территории России.

Но отсутствие хороших карт и устройств — не единственная проблема ГЛОНАСС. Недавно переведен на техобслуживание еще один спутник, и теперь из 16-ти спутников на орбите работают только 13. Напомним, что для 100%-покрытия территории страны необходимо минимум 18 действующих спутников. Остается надеться, что ситуация с недостатком спутников исправится в 2008-2009 годах, на которые запланирован запуск 12 космических аппаратов.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS