Обозрение подготовлено

версия для печати
В России сменился лидер по моментальным платежам

В России сменился лидер по моментальным платежам

Российский рынок моментальных платежей в 2008 г. продолжил развиваться динамично: по сравнению с 2007 г. его объем вырос на 36% и достиг 536 млрд руб. Лидером рынка по итогам года стала ОСМП (бренд Qiwi), опередившая "Киберплат".

Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) подвела итоги деятельности рынка моментальных платежей в 2008 г. Рынок продолжил динамично развиваться, констатируют эксперты ассоциации. По сравнению с 2007 г. его объем вырос на 36% с 395 до 536 млрд руб. Точки приема платежей охватили практически все населенные пункты: их стало еще на 50 тыс больше – всего 350 тыс. Через них ежедневно проходит 15 млн транзакций. Аппараты по приему моментальных платежей есть в каждом российском городе, население которого превышает 5 тыс человек.

Всего в 2008 г. через пункты моментальных платежей было проведено более 5,4 млрд транзакций. Среднестатистический платеж вырос на 17 рублей и стал равен приблизительно 100 рублям. По данным КОМКОН, 51% населения России хотя бы раз в неделю пользуется платежными терминалами.

Динамика рынка моментальных платежей в России, 2006-2009 (прогноз)

Источник: НАУЭТ, 2009

По прогнозам на 2009 г. рост рынка составит 18%, а совокупная выручка превысит 630 млрд руб. Ожидается увеличение количества платежей до 5,3 млрд, числа точек приема – до 400 тыс., а размер среднего платежа предположительно вырастет до 120 рублей.

Уже по итогам 1 квартала 2009 г., даже несмотря на заметный спад в экономике, рынок моментальных платежей в России продемонстрировал рост на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем рынка оценивается НАУЭТ в 141 млрд рублей. Рост количества электронных платежей составил по тем же данным 13%., средний платеж увеличился на 8% по сравнению с 1 кварталов 2008 г.

Хорошую динамику эксперты ассоциации связывают с тем, что клиенты начали экономить – им выгоднее осуществлять платежи через терминалы моментального обслуживания, чем через банки. У населения растет доверие к терминалам и постепенно формируется привычка пользоваться этим сервисов.

«Несотовых» платежей становится больше

Одной из заметных тенденций 2008 г. на отечественном рынке моментальных платежей стал рост доли «несотовых» платежей. Если раньше на платежи за услуги сотовой связи приходилось 96,1% всех транзакций, то в 2008 г. – уже 89,5%. В частности, доля «несотовых» платежей растет за счет оплаты интернет-доступа. Так, доля оплаты услуг интернет-провайдеров выросла до 3,9% против 1,8%  в 2007 г.

Стимулирует увеличение доли «несотовых» платежей и дальнейшее расширение линейки принимаемых к оплате услуг. Россияне стали более активно оплачивать через платежные терминалы услуги ЖКХ, погашать кредиты и покупать электронные железнодорожные и авиабилеты. Так, например авиакомпания S7 уже 10% всех билетов реализует через электронные платежные системы.

Растет доля платежей через терминалы моментальной оплаты - с 43% в 2007 году до более 53% в 2008. Постоянно увеличивается и размер среднего платежа. Из других значимых событий рынка моментальных платежей в 2008 г. также отмечается принятие в 1-ом чтении законопроекта «О деятельности по приему платежей, осуществляемой платежными агентами».

Qiwi обошел конкурентов

На протяжении 5 лет тройка ведущих игроков рынка моментальных платежей остается неизменной: QIWI (ОСМП), "Киберплат", группа e-port, констатируют в НАУЭТ. Правда, 2008 год ознаменовался сменой лидера - теперь тройку возглавил Qiwi (ОСМП), с долей 33%. Эта компания работает на рынке с 2004 г., и на конец 2008 г. ее стоимость оценивалась свыше 600 млн долл. Всего в 2008 г. через платежную систему ОСМП было проведено по России более 2,2 млрд платежей.  За 1 квартал 2009 г. выручка ОСМП составила 51 млрд руб,. а количество точек приема платежей – 103 тыс. На терминалах компании совершается 6,5 млн транзакций в день.

Основные игроки рынка по итогам 2008 года

Компания Оборот 2008 г. (млрд руб.) Доля рынка 2008 Доля рынка 2007
ОСМП (бренд Qiwi) ~ 175 33% 29%
Киберплат ~ 155* 29%* 31%
e-port ~ 74 14% 14%
Евросеть ~ 53* 10%* 11%
Другие   14% 15%

* По оценке НАУЭТ

Источник: НАУЭТ, 2009

Стратегия экспансии

Еще одна характерная тенденция 2008 г. – это консолидация игроков и международная экспансия. Компания OE Investment, учрежденная фондом Digital Sky Technologies (контролирующий акционер Mail.ru), а также компаниями ОСМП и e-port, в июле 2008 г. объявила о приобретении 100% акций ОСМП, e-port, «Мобильный кошелек» и Direct Contact. Таким образом, слившиеся компании, по утверждению участников сделки, стали контролировать около 47% объемов рынка моментальных платежей.

На данный момент только 4 российские компании проявили интерес к международной экспансии. Самый широкий охват у QIWI (ОСМП) - 10 стран. В частности, компания внедряет свои технологии на Украине, в Грузии, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Белоруссии, Молдове, Армении и Китае. Планируется открытие «дочек» в Туркмении и Киргизии. В то же время на территории РФ у ОСМП работает более 26 региональных представительств.

У «Киберплата» открыты представительства в Казахстане, Молдове, Узбекистане и на Украине. Всего по миру у компании более 400 000 точек приема платежей. «Евросеть» также охватила 4 страны (Украину, Казахстан, Белоруссию и Молдову). А iBox работает только в России и на Украине.

Анастасия Симакина

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS