Статья

MWC как зеркало мобильной революции

MWC 2014

Сегодня мобильные технологии – это не какой-то особый сектор ИТ, а это и есть ИТ будущего во всем их разнообразии: от гаджетов до приложений и сервисов, включая всю необходимую инфраструктуру. Всем участникам рынка – операторам связи, системным интеграторам, консультантам, разработчикам оборудования и ПО – предстоит найти свое место в этом новом мобильном мире.

Индустрия мобильных технологий – отрасль очень молодая, до зрелости ей еще далеко, поэтому такие рыночные процессы, как отраслевая сегментация, только начинают проявлять себя. В этом году на Mobile World Congress 2014 впервые была сделана попытка выделить площадки для вертикальных решений в области здоровья, индустрии путешествий, мобильного маркетинга и рекламы, а также вещания.

Ростки вертикализации

По сравнению с основными павильонами Fira Gran Via, на Fira Monjuic, где проходила конференция по вертикальным решениям, было относительно тихо. Видимо, рынок мобильных решений еще не достиг того уровня зрелости, чтобы сегментироваться по отраслям, однако ростки вертикализации уже появляются. Можно предположить, что эта тенденция в следующем году укрепится, в том числе и потому, что это выгодно бизнесу: посетителям удобнее находить все нужное в одном месте.

Mobile World Congress 2014

  • 85 тыс. посетителей
  • 200 стран
  • Более 1800 компаний

На основе инфраструктурных мобильных технологий должны появиться разнообразные вертикальные отраслевые решения, и когда это явление станет массовым, можно будет говорить о новом уровне зрелости рынка. Учитывая общую динамику мобильной индустрии, едва ли этот процесс займет много времени.

Парадигма устояла. Надолго ли?

По большому счету, в этом году на конгрессе ничего истинно революционного и прорывного показано не было. Гаджеты стали тоньше, легче, мощнее и разнообразнее. Приложений стало еще больше. Безопасность перестала быть проблемой. То есть можно сказать, что технология стабилизируется, вокруг мобильных платформ складывается экосистема, и это позволяет развивать бизнес, реализуя новые сценарии мобильности.

В таком постепенном развитии есть свои плюсы: инновации не должны превращаться в маниакальную страсть ко всему новому. Нужно успеть осмыслить и переварить то, что уже придумано инженерами, прежде чем произойдет очередной сдвиг парадигмы. Стабильность технологий – по крайней мере, на некоторое время – необходима, чтобы бизнес мог получить от нее какую-то коммерческую пользу.

Тем не менее все ждут очередного прорыва. На смену сетям 4G придут 5G – по мнению Каору Като (Kaoru Kato), генерального директора японского оператора Docomo, это произойдет к 2020 г. и кардинально изменит наш стиль жизни и способы ведения бизнеса.

Трафик вырастет за счет видео-сервисов

Рост скорости мобильного интернета, прежде всего благодаря сетям 4G, наконец-то сделал возможным качественные сервисы для просмотра видео. Генеральный директор «Вымпелкома» Джо Лундер (Jo Lunder), один из ключевых спикеров конференции, в своем выступлении отметил, что уже в 2019 г. 50% мобильного трафика будет использоваться для передачи видео.

Генеральный директор группы компаний inMedia Екатерина Сединина считает, что в скором времени видео-сервисы станут самой востребованной категорией среди всех дополнительных услуг (VAS), которые оператор может предложить абонентам. «Для формирования успешного рынка важны не только прозрачные модели взаимодействия, например, с правообладателями, но и решения по защите легального контента, скорости и качества доставки до конечного пользователя, – считает Сединина. – При этом надо понимать, что только лишь техническая возможность смотреть видео на мобильном устройстве не решает проблему потребителя: что именно смотреть? Нужно еще предоставить богатый выбор видео-контента, интуитивно понятные средства навигации и поиска видео, сервисы рекомендаций, платежей и т. д. Иначе говоря, придется выстроить еще целую экосистему вокруг видео-сервисов, чтобы сделать их по-настоящему привлекательными для пользователей.

M2M и Big Data в центре внимания

Интернет вещей стал реальностью. Сегодня в мире насчитывается 6,9 млрд подключенных устройств, тогда как уникальных подписчиков мобильных услуг всего 3,4 млрд, сообщила Анн Бювро (Anne Bouverot), генеральный директор GSMA. Рост абонентской базы физически ограничен количеством жителей Земли, и в развитых странах уже достиг своего предела. Дальнейшее развитие мобильной индустрии будет идти по пути увеличения количества подключенных устройств на одного пользователя. Вслед за смартфонами и планшетами пойдут умные часы, телевизоры, автомобили, зубные щетки, чайники, холодильники, кондиционеры и другие устройства бытового или производственного назначения.

Бизнес прежде всего

Общую сумму контрактов, заключенных на Мобильном конгрессе и после него, едва ли кто-то сможет подсчитать, но одно можно сказать точно: несмотря на атмосферу праздника, которая царила в павильонах, люди приезжали сюда, руководствуясь очень прагматичными деловыми целями. Мобильный конгресс – это не имиджевое мероприятие и отнюдь не шоу для привлечения потребителей, а прежде всего бизнес-площадка для встреч и переговоров.

По отзывам участников конгресса, качество аудитории MWC очень высокое. Среди посетителей в основном CEO, CIO, топ-менеджеры и аналитики – случайных людей практически нет, что закономерно при высоких ценах на участие. (Входной билет только на выставку стоил 749 евро, а Silver Pass с правом посещения конференции — 2199 евро.) Такая аудитория дорогого стоит. Несмотря на высокую плату за места на выставке, многие компании планируют быть и на MWC 2015, поскольку участие в конгрессе в целом окупается, что довольно большая редкость для подобного рода мероприятий.

Комментирует Максим Шкурин, начальник группы маркетинга продуктов «Петер-Сервис»: «Что касается М2М и интернета вещей, то тенденция очень простая – все, что можно подключить к сети, будет рано или поздно к ней подключено. Эксперты обсуждают создание экосистем различного уровня – от умного дома до умного города. На выставке было представлено множество компаний, имеющих свой взгляд на то, какими будут эти технологии в ближайшем будущем. Я думаю, что они войдут в нашу жизнь уже в течение нескольких лет», – считает эксперт.

Вторым значимым трендом в дни конгресса стала аналитика больших данных. В силу специфики своего бизнеса, телеком-операторы обладают ценнейшим массивом данных о трафике абонентов, из которого можно извлекать самую разнообразную информацию, интересующую маркетологов, поставщиков услуг, специалистов по безопасности и других участников рынка. Но в итоге все упирается в аналитику – без интеллектуальных инструментов практическое использование этих данных невозможно.

«В России пока не все понимают, что Big Data – это не большие объемы данных сами по себе, а скорее большие деньги, которые можно дополнительно заработать, используя эти накопленные данные», – подчеркивает Шкурин. В ходе конгресса на этом тезисе также акцентировали внимание представители IBM и Accenture. Участники рынка ожидают, что год от года проектов по Big Data будет становиться все больше и больше.

Электронные мобильные платежи в стадии роста

Все большее распространение получают инновации в сфере электронных платежей и мобильных платежных систем. Например, компании PayPal и Samsung объявили о совместном проекте по разработке биометрической платежной системы, которая использует аутентификацию по отпечатку пальца для мобильного шоппинга при помощи нового Samsung Galaxy S5, также впервые показанного в ходе выставки.

«Мобильный конгресс полностью оправдал наши ожидания, – сообщает Андрей Петкевич, генеральный директор «Digital Grass Group». – Мы ощутили зрелый и активный спрос на наши платежные продукты для мобильных устройств, ориентированных на широкий потребительский рынок. Представители банков и ритейла из самых разных стран проявили высокую заинтересованность в использовании сервиса мобильных платежей Check-n-Pay. Для нас, как молодой компании из России, было особенно приятно чувствовать к себе такой интерес, т.к. несмотря на обилие известных брендов на выставке, ни один из них не смог предложить ничего сравнимого. Мы надеемся, что Mobile World Congress 2014 станет идеальной площадкой для старта нашего продукта за рубежом».

До встречи на Mobile World Congress 2015

В том, что следующий конгресс состоится, нет никаких сомнений: даты уже назначены на 2–5 марта 2015 г., поддержка властей Барселоны и Правительства Каталонии гарантирована, как минимум до 2018 г. Какие новинки покажут разработчики в следующем году? Сейчас об этом можно только гадать, потому что мобильная индустрия развивается наиболее динамично среди всех секторов и даже является своего рода локомотивом для остальных. Так, по данным Международного союза электросвязи, наблюдается устойчивая корреляция между ростом мобильного трафика и темпами развития экономики. Разумеется, мобильность не решит всех проблем российской экономики, но положительное влияние оказать может. Пожалуй, признанием важности роли мобильной индустрии в экономике было бы появление российского стенда на следующем конгрессе.

Станислав Макаров