Глобальный розничного рынка стремительно консолидируется. Крупнейшие мировые ритейлеры укрепляют свои позиции на местах и агрессивно выходят в новые страны.
По прогнозам Planet Retail и RetailStudio.org, тенденция к повышению уровня концентрации в мировой рознице (как минимум, в продовольственной) сохранится в ближайшие несколько лет. Как сохранятся, видимо, и доминирующие позиции американского Wal-Mart. В гонку за лидерство с ним все активнее вступают французская продовольственная сеть Carrefour, многосекторный оператор Metro Group, британский лидер Tesco и японская группа Ito-Yokado. Эти игроки продолжают свою глобальную экспансию, выходя на новые рынки путем создания совместных предприятий с местными операторами, слияний и поглощений. Правда, в некоторых регионах «гиганты» сталкиваются с проблемами — как, например, ITM в Германии, Ahold в Америке, Carrefour в Японии и Мексике.
К 2008 году рыночная доля 5 ведущих мировых ритейлеров, включая Wal-Mart, увеличится до 20%. В 2003 г. их показатель составлял 15,4%. Однако поскольку текущий прогноз не учитывает последствия возможных поглощений или региональной экспансии, фактически концентрация может оказаться значительно выше. Это скажется, очевидно, на бизнесе поставщиков сетей, а также производителей товаров, которым придется учитывать более мощную покупательскую способность партнеров.
Самым заметным событием в группе 15 крупнейших мировых ритейлеров, вероятно, станет выход из нее французской ITM, и наоборот — появление в числе Top15 японской сети AEON и американской аптечной компании Walgreens.
По мнению аналитиков M+M Planet Retail, к 2008 году самым концентрированным розничным рынком мира станет Северная Америка. Способствовать этому будет активное развитие сетей Wal-Mart, Target и Albertsons. Заметно увеличат свою долю аптечные розничные сети CVS и Walgreens, а также канадский оператор Loblaw.
Уже достаточно развитый розничный сектор Западной Европы продолжит укрупняться на протяжении следующих нескольких лет. На лидирующих позициях здесь, вероятно, останутся Carrefour, Metro и Tesco. Значительный прогресс ожидается со стороны Schwarz Group, ускоряющей экспансию своих сетей Lidl и Kaufland. Главным проигравшим станет ITM, недавно покинувшая рынок Германии.
В контексте выхода западноевропейских игроков на рынок Центральной и Восточной Европы, ожидается, что уровень концентрации в этом регионе будет расти ускоренными темпами. Из местных операторов сохранят свои устойчивые позиции словенский Mercator и литовский VP Market, реализующие агрессивную стратегию поглощений в своих странах.
Прогнозируемая концентрация по регионам, 2003-2008 (%)
Международные розничные сети продолжат доминировать в Латинской Америке. Wal-Mart, лидирующая в Мексике, захватывает теперь большую долю бразильского рынка, благодаря приобретению местной сети Bompreco. На втором месте в регионе — Carrefour, на третьем — Casino, за счет участия в бразильской сети CBD. Ожидается, что позиции сети Ahold в этом регионе будут ухудшаться.
Неожиданно высоким, по прогнозам, будет уровень концентрации на Ближнем Востоке и в Африке. В первую очередь это обусловлено доминированием южноафриканских ритейлеров, таких как Shop Rite, Pick'n Pay, Massmart и Woolworths, а также национальных израильских операторов. В будущем экспансия SPAR (ЮАР), Carrefour и Casino (через франчайзинг) позволит этим компаниям увеличить их рыночные доли и доведет уровень концентрации до почти 30%.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе, в пику общемировому тренду, концентрация, напротив, снизится. При том, что и в настоящий момент ее уровень и так оценивается как достаточно низкий. Японский рынок, в частности, отличается большой фрагментированностью. Доли ритейлеров Ito-Yokado и Daiei здесь будут сокращаться. Рост в регионе ожидается со стороны южнокорейского Lotte и все той же тройки глобальных лидеров — Carrefour, Metro, Tesco и Wal-Mart.