Обзор "ИТ в торговле 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Павел Капсюлькин: Примерно 90% основного сегмента торговых сетей автоматизируют свои предприятия при помощи типовых отраслевых решений

Павел КапсюлькинО том, какие группы решений по автоматизации бизнеса пользуются наибольшей популярностью в российском сегменте продуктового ритейла, о специфике внедрения и использования коробочных отраслевых решений для розничной торговли в интервью CNews рассказал директор департамента комплексной автоматизации компании «СМ Трэйд» Павел Капсюлькин.

CNews: Какая функциональность автоматизированных систем сегодня пользуется наибольшим спросом у российских торговых компаний? Какими факторами обусловлена востребованность этих решений?

Павел Капсюлькин: В настоящее время наибольшим спросом пользуются те программные продукты, которые легко интегрируются с другим ИТ-решениями и обладают как базовым, так и требуемым в каждом конкретном случае дополнительным функционалом, повышающим управляемость и эффективность работы торгового предприятия. Современная автоматизированная система строится на гибкой технологической платформе, позволяющей изначально заложить максимум функций и при необходимости расширять и усложнять функциональность.

Вопрос взаимодействия систем фронт-офисов и бэк-офисов является ключевым в организации автоматизации работы торгового предприятия. Не секрет, что некоторые программы не «уживаются» друг с другом или их настройка требует достаточно больших временных и финансовых затрат. Поэтому при выборе того или иного программного обеспечения — будь то типовое отраслевое решение или ERP-система — нужно обязательно обращать внимание на «интегрируемость» продуктов с теми решениями, которые уже используются в компании.

Эффективная система должна автоматизировать весь цикл торгового процесса: это определение необходимого ассортимента, заключение договоров с поставщиками, оформление прихода товара с контролем исполнения поставщиками договорных обязательств, предпродажная подготовка товара (маркировка, упаковка, взвешивание и т.п.), ценообразование (включая управление маркетинговыми, дисконтными политиками и программами лояльности), распределение поставок по магазинам торговой сети, мониторинг работы оборудования и др.

Кроме того, решение должно обладать не только всем необходимым функционалом, но и теми дополнительными возможностями, которые востребованы топ-менеджментом сети. Например, инструментами по построению любых аналитических отчетов или отдельной системой управления выкладкой товара, которая дает управленцу возможность увидеть реальные показатели повышения рентабельности продаж.

CNews: Как за последние годы изменился спрос на системы безопасности торговых сетей (программные и аппаратные средства, противокражное оборудование и т.п.). Какие основные требования предъявляют сегодня ритейлеры к подобным решениям — по сравнению с ситуацией двух-трехлетней давности?

Павел Капсюлькин: Спрос на системы безопасности торговых сетей постоянно растет. По данным аналитических исследований, розничная торговля входит в тройку основных потребителей систем безопасности, уступая лишь сектору коммерческой недвижимости и банковскому сегменту. По нашим прогнозам, в 2007 году объем установленных систем защиты от краж в продовольственных сетях увеличится на 40%.

Рост спроса на подобные решения обусловлен, прежде всего, бурной динамикой рынка сетевой розницы, нарастающей региональной экспансией. Особенно активно развивается рынок продуктового ритейла. Судя по всему, в 2007-2008 гг. этот сектор ожидает наибольший рост — примерно на 50%. В этот период максимально вырастут размеры торговых площадей, которые, необходимо будет оборудовать, в том числе, системами безопасности. Увеличение спроса на эти решения также будет обусловлено необходимостью модернизации уже существующих торговых предприятий.

Поскольку масштаб розничных компаний постоянно растет, повышаются и их требования к организации бизнеса. Поэтому решение по комплексной безопасности должно быть эффективным, надежным и соответствовать мировым стандартам. Внедрение системы должно осуществляться в достаточно жесткие сроки, с учетом всех согласований и реализации возникающих в процессе работы дополнительных задач. Еще одно важное требование ритейлеров, в большей степени относящееся к крупным торговым сетям — это качественное сервисное обслуживание во всех регионах присутствия сети.

CNews: Какая доля ИТ-проектов в торговых компаниях, по вашим оценкам, реализуется сегодня на базе типовых отраслевых решений?

Павел Капсюлькин: На мой взгляд, давать подобные оценки достаточно сложно: слишком разномасштабные и разноформатные компании работают в отраслевых сегментах розничной торговли.

Однако про продуктовую розницу нам говорить легче, поскольку она более прогнозируема и лучше поддается анализу. В Топ-10 продуктовых розничных сетей (ключевыми критериями отбора которых являлись оборот компаний и занимаемые ими площади) превалируют собственные системы торгового учета и управления: ими пользуются более 90% предприятий. В сегменте следующих 60 сетей данного  рейтинга выбор в пользу ERP-систем, по оценкам экспертов, делает лишь треть компаний. Что же касается ситуации с автоматизацией в основном сегменте (около 300 следующих компаний), то в этой категории более 90% торговых сетей автоматизируют свои предприятия при помощи типовых отраслевых решений.

Почему так происходит? Одна из причин — это сроки внедрения. Далеко не все игроки готовы ждать минимум полгода, пока работа ERP-системы будет налажена. А типовое решение можно внедрить в течение нескольких дней, причем в ряде случаев — без остановки работы магазина. Другой немаловажный фактор — стоимость владения данными продуктами. Даже если предприятие и сможет выделить бюджет на разработку собственного решения или приобретение ERP, то расходы, связанные с ее поддержкой и обслуживанием на этапе расчета проекта не очень прогнозируемы, а значит — не управляемы.

Бесспорные преимущества типовых отраслевых систем — это простота в обслуживании, невысокая стоимость, свободная совместимость с кассовым и другим оборудованием и бухгалтерией, достаточно высокая скорость выполнения операций.

CNews: Справедливо ли утверждение некоторых разработчиков о том, что подобные системы вообще не требуют кастомизации?

Павел Капсюлькин: Действительно, ряд имеющихся на рынке типовых решений позиционируют себя как «универсальные». Однако практически любая система автоматизации, если она не написана под конкретного клиента, требует индивидуальной доработки, поскольку бизнес-процессы разных торговых предприятий все-таки имеют свои особенности.

Наша компания в этом вопросе всегда идет навстречу заказчику. Система SM Complex имеет открытый код — то есть заказчик не поставлен в условия, когда он вынужден заказывать доработку ПО у компании-интегратора. Любой штатный программист компании может при необходимости внести дополнения в зависимости от текущих потребностей и актуальных задач. По запросу заказчика такую доработку может произвести и наша компания.

CNews: Известно, что линейный менеджмент торговых компаний зачастую является главным тормозом проекта автоматизации, противится использованию нового решения. Насколько эти негативные моменты сводятся к минимуму в случае использования отраслевого решения?

Павел Капсюлькин: На мой взгляд, основных причин неприятия персоналом нижнего звена систем автоматизации три, они относятся, скорее, к области психологии и не зависят от типа внедряемой на предприятии системы.

Первая причина — это необходимость переучиваться, отходить от привычных схем работы. Но этот негативный момент довольно быстро перестает влиять на работу персонала, так как в основном технологии работы и удобство при переходе на другую систему либо меняются незначительно, либо улучшаются.

Второй момент заключается в том, что при установке автоматизированной системы в торговом предприятии, которое ранее вело учет, образно говоря, на счетах, ситуация, как правило, оказывается более сложной. Персоналу приходится кардинально менять свое представление о методах и технологии работы в торговле. Это особенно заметно, например, при переходе с суммового учета в розничных ценах, характерного для неавтоматизированных магазинов, на количественно-суммовой учет в закупочных ценах, что характерно для работы магазинов с автоматизированной системой учета. Очень часто эту проблему приходится решать методом замены персонала.

И третья причина недовольства сотрудников переменами обусловлена тем, что системы автоматизации, помимо функций управления товародвижением, как правило, имеют развитые и гибкие механизмы настройки прав доступа к функциям ИТ-решения и обладают возможностью контроля действий персонала в рамках бизнес-процессов, реализованных в системе. Все это в совокупности позволяет отследить различные злоупотребления, совершенные персоналом, или предупреждает их возникновение. Например, дополнительный модуль Web-Тендер не может понравиться менеджерам-закупщикам, привыкшим получать «откаты» от поставщиков, а Set Retail, особенно в совокупности с ПО Set Prizma, не может понравиться кассирам, привыкшим воровать у предприятия деньги, не оформляя чеки на некоторые покупки или оформляя возврат товара. Естественно, что эта проблема также решается путем увольнения нечистых на руку сотрудников.

CNews: В чем состоит специфика создания отраслевых решений для торгового сектора в вашей компании? Чем ваши подходы отличаются от практики конкурентов?

Павел Капсюлькин: Существенное преимущество системы SM Complex, которое не свойственно другим решениям, заключается в том, что, с одной стороны, это так называемое «коробочное» решение, готовое к быстрому внедрению и полноценной работе сразу после установки. С другой стороны, как уже отмечалось, оно имеет открытый код, позволяющий самостоятельно вносить изменения и разработанные нашими специалистами обновления. Новые версии торговой системы постоянно дополняются возможностями, делающими работу пользователей более удобной и быстрой.

В качестве примера можно сказать, что только в системе SM Complex перемещение товаров между торговыми точками (а это популярная операция для розничных сетей) делается без дополнительных искусственных операций промежуточного перемещения в распределительный центр. А значит — снижается количество дополнительных бумаг, а также возможных ошибок в учете товародвижения.

Что касается отраслевой специфики розничной торговли, то при разработке торговой системы SM Complex для продовольственной розницы и для бутиков одежды, обуви, аксессуаров (Food и Non Food версии) были использованы принципиально разные подходы. Базовое различие демонстрирует построение справочника товара. В отличие от продуктовых форматов, для успешной автоматизации товародвижения в fashion-бизнесе необходимо присвоить несколько характеристик одному и тому же товару: какого он цвета, размера, к какой коллекции относится и т.п. По нашим данным, кроме «SM Complex: Бутик» никакая другая торговая система такой возможности не предусматривает.

Еще одно существенное отличие в пользу системы SM Complex — это предоставляемая клиентам бесплатная годовая линия поддержки.

CNews: Какие свои проекты, реализованные за последний год в торговом секторе, вы можете отметить в числе наиболее интересных — с точки зрения масштабов, реализуемых задач и т.п.?

Павел Капсюлькин: Из недавних проектов по внедрению SM Complex в продовольственной рознице хотелось бы отметить решения для сетей супермаркетов «Невада» в Хабаровске и «Три желания» в Вологде, а также проект для сети нижегородских магазинов формата «у дома» «21 Век».

Очень интересен опыт сотрудничества нашей компании с сетью магазинов красноярского торгового дома «Мясо». Совместная работа с этим заказчиком помогла значительно усовершенствовать модуль учета производства нашей системы. А в ходе внедрения нашего решения в сети обувных бутиков «Паяна» в Москве специалисты заказчика подсказали нам немало полезных идей для развития «SM Complex Бутик».

CNews: Каковы планы вашей компании в области развития отраслевых решений по автоматизации торговли?

Павел Капсюлькин: Из приоритетных планов можно отметить расширение линейки версий торговой системы для автоматизации различных отраслей розничной торговли. В частности, наши специалисты ведут работы по созданию версии SM Complex для автоматизации магазинов бытовой техники и салонов мобильной связи, а также для магазинов автозапчастей. Кроме того, разрабатывается версия системы для продуктовых бутиков, в которую будут внесены элементы CRM и фронт-офисный функционал.

Не стоит также забывать о том, что в планах компании — постоянное совершенствование функционала, имеющегося в системе, а также добавление в нее новых возможностей, востребованных рынком.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS