Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics DIXIS

Лидеры сотовой связи: слиться чтобы выжить

Лидеры сотовой связи: слиться чтобы выжитьЕвропейские, азиатские и американские операторы сотовой связи, подключившие к своим сетям десятки миллионов, а иногда и более ста миллионов абонентов начинают упираться в стену насыщения рынка. Похоже, что укрупнение путем слияния с конкурентами становится единственным инструментом, способным поддержать компанию на плаву в буре конкуренции. Мелкие операторы обречены.

Наиболее острая конкуренция между альянсами операторов наблюдается в Европе. Немецкая T-Mobile, принадлежащая Deutsche Telekom, французская Orange, испанская Telefonica Moviles и итальянская Telecom Italia Mobile создали объединенную службу Freemove для предоставления пакета международных услуг более высокого уровня и снижения цен на сотовые телефоны. Она призвана конкурировать с аналогичным сервисом британской компании Vodafone Group. Подобный продукт уже предложил Starmap Mobile Alliance, который является альянсом менее крупных игроков на рынке сотовой связи: Amena (Испания), O2 (Германия, Великобритания Ирландия), One (Австрия), Pannon GSM (Венгрия), Sunrise (Швейцария), Telenor Mobil (Норвегия) и Wind (Италия) — с общей абонентской базой 41 млн. человек. Целью альянса является совместное предоставление услуг связи и бесшовная интеграция сетей операторов, в частности организован GPRS- и MMS-роуминг и доступ к унифицированным сервисам (голосовая почта и набор коротких номеров), упрощены роуминговые тарифы. Кроме того, операторы работают над развитием 3G-сервисов.

Одним из основных рычагов давления на малых операторов связи является развитие дисконтной телефонии — обвал цен на услуги связи не позволит им оставаться на плаву. Система дисконтной тарификации позволяет крупным операторам увеличивать трафик в своих сетях. Ее главной особенностью являются низкие тарифы как таковые, отсутствие абонентской платы и, в первую очередь — онлайновая регистрация и оплата услуг связи. Так, исследования датского рынка мобильной связи показали, что система льготных тарифов за короткое время получила большую популярность — около 20% всех абонентов страны пользуются услугами дисконтной телефонии, а операторы, предоставляющие подобный вид услуг резко наращивают абонентскую базу. Подобные тенденции характерны и для других стран Западной Европы.

Похоже, что назрела консолидация и на рынке мобильной связи Южной Кореи. Как ожидается LG Telecom (5,27 млн. абонентов), будет поглощен более крупным оператором. Наиболее вероятным претендентом на роль покупателя самого мелкого южнокорейского оператора мобильной связи называют компанию KTF — второй по величине абонентской базы (11,29 млн.) южнокорейский оператор.

Укрупнение рынка мобильной связи наблюдается и в Индии. Компания Idea, местный оператор, предоставляющий услуги в стандарте GSM, приобрела компании Escotel Mobile и Escorts Telecommunications, также GSM-операторов. После завершения сделки Idea получит 6 лицензий на оказание телекоммуникационных услуг и свыше 825 тыс. абонентов. Таким образом, абонентская база компании вырастет до 3 млн. После завершения сделки Idea охватит услугами мобильной связи территорию, где проживает около 60% населения Индии.

Консолидация рынка сотовой связи в Индии продолжается — недавно на фрагментированном индийском рынке сотовой связи произошло пятое, самое крупное поглощение за последние полгода. Малайзийский оператор Telekom Malaysia и сингапурский STT (Singapore Technologies Telemedia) купили за $220 млн. треть акций пятого по величине оператора Idea. Продавец — AT&T Wireless Services — решил избавиться от индийских активов по причине слияния с Cingular Wireless.

В результате иностранные компании получат 49% долю оператора — это предельный уровень иностранного капитала, разрешенный правительством страны. Конкурент STT — сингапурский SingTel — уже имеет в Индии 28% Bharti Tele-Ventures — второго по величине оператора в стране. Idea конкурирует с этим оператором-гигантом, имеющим капитализацию $5,64 млрд., что в 9 раз больше ее стоимости. Аналитики считают, что многообещающий индийский рынок консолидируется в течение ближайших двух лет, и от дюжины операторов останется четыре-пять.

В настоящее время в Индии насчитывается 35 млн. абонентов, доля Idea составляет около 10%. Однако рынок только начинает зарождаться: в стране лишь 3 из 100 человек имеют мобильный телефон. При этом в Китае — 20, в Малайзии — 40, а в Сингапуре — 80. По прогнозам, к 2005 году за счет самых низких тарифов в мире индийский рынок вырастет втрое — до 100 млн. абонентов.

Расширять свой бизнес путем приобретения зарубежных компаний намерен и другой мировой лидер по числу подписчиков — компания China Mobile. Кроме того, китайский оператор активно наращивает мощь внутри страны. Было заявлено, что к июню 2004 г. корпорация рассчитывает купить у своей родительской компании еще 10 сетей связи. Впрочем, из-за этого некоторые аналитики опасаются в дальнейшем снижения темпов роста прибыли China Mobile.

Иногда, мнения сторон о том, насколько консолидация полезна как для рынка в целом, так и для отдельных его участников, расходятся. Но чаще всего это вызвано стратегическими планами того или иного игрока, а не объективным взглядом на реалии рынка. Например, руководство T-Mobile заявляло, что филиал компании в США (T-Mobile USA) только выиграет от консолидации рынка, связанной с приобретением AT&T Wireless компанией Cingular Wireless1. При этом родительская фирма — Deutsche Telekom AG — предупредила о потенциальном вреде такого поворота событий. Правда это тезис был выдвинут с оговоркой, что ошибочной будет сделка только в том случае, если укрупнение будет проходить без ее американского филиала.

По мнению аналитиков, если приобретение AT&T Wireless Services (AWS) оператором Cingular завершится позднее, чем объявлялось, то T-Mobile USA может стать уязвимой. В качестве причины называлось то, что она опирается на сеть Cingular в Калифорнии и Неваде в обмен на использование Cingular сети T-Mobile USA в Нью-Йорке. После слияния нью-йоркская сеть больше не понадобится Cingular — у нее появится сеть AWS, и немецкий оператор останется без Невады и Калифорнии. Но именно эти регионы, по подсчетам аналитиков, обеспечили T-Mobile USA рост в течение последних полутора лет. И тогда оператору придется либо заключать роуминговое соглашение, либо тратиться на постройку собственной сети.

Напомним, что перед тем как купить AWS, Cingular предлагал DT продать свой американский филиал, но получил отказ. И вот недавно этот конфликт, кажется, разрешился — пресс-служба Cingular Wireless распространила заявление, согласно которому компания прекращает участие в деятельности совместного с T-Mobile USA предприятия. Целью последнего было общее использование сетевой инфраструктуры в штатах Нью-Йорк, Калифорния и Невада. Активы Cingular в Неваде и Калифорнии (оборудование сети мобильной связи, а также права на использование определённых частот) приобретет T-Mobile USA. В результате сделки, сумма которой составит примерно $2,5 млрд., Cingular получит дополнительную полосу в 10 МГц в диапазоне сервисной зоны Нью-Йорка. При этом T-Mobile на такое же значение расширит диапазон своих частот в городах Сан-Франциско, Сакраменто и сервисных зонах Лос-Анджелеса и Сан-Диего.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS